Стратегия последующего развития рынка ценных бумаг

Материалы » Мировой рынок ценных бумаг, основные этапы их обращения » Стратегия последующего развития рынка ценных бумаг

Страница 1

Международная организация комиссий по ценным бумагам (ИОСКО) в своем программном документе "Цели и принципы регулирования фондового рынка", опубликованном в 1998 г.[30], определила три основные цели этого регулирования:

- защита инвесторов;

- обеспечение прозрачности и эффективности рынка и честных правил торговли;

- снижение уровня систематического риска.

Эти три цели тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Многие из тех требований, которые помогают сохранять честный и прозрачный рынок, одновременно снижают и уровень систематического риска. Точно так же меры, направленные на снижение систематического риска, облегчают защиту инвесторов.

Кроме этих общих целей регулирование фондового рынка может преследовать и иные цели. Так, в условиях экономического кризиса или спада регулирование может и должно быть ориентировано непосредственно на стимулирование инвестиций. Например, в годы правления Р. Рейгана (80-е годы) перед Комиссией по ценным бумагам и биржам США была поставлена I задача меньше заниматься надзором за рынком ценных бумаг, а больше "поощрением инвестиций и накоплений".[24, c. 564] Реализация этих целей была возложена на нового председателя комиссии Джона Шэда (Shad) (1981 - 1986). Шэд создал Отдел экономического анализа и покончип с ситуацией, когда Комиссия являлась вотчиной почти исключительно юристов. После биржевого кризиса 1987 г. (сильнейшего после 1929 г.) Комиссия по ценным бумагам и биржам еще больше усилила акцент на экономической работе, расширив отдел экономического анализа за счет приема на работу специалистов с дипломом Ph.D. в области экономики.

На Первом Всероссийском совещании по рынку ценных бумаг и срочному рынку (Москва, 22 декабря 1998 г.) отмечалось, что в условиях глубочайшего кризиса, в котором оказался российский фондовый рынок в 1998 г., акцент в регулировании должен быть сделан именно к поощрении инвестиций и экономического роста, а не на утяжелении регулятивной инфраструктуры рынка, "которая во все большей мере начинает носить жестко регламентированный характер в отсутствие самого объекта регулирования".

Система регулирования фондового рынка в настоящее время имеет два уровня: саморегулирование профессиональных участников и регулирование государства.

Исторически первым возникло саморегулирование, которое осуществлялось фондовыми биржами. Собственно одна из функций фондовой биржи и раньше, и теперь как раз и заключается в выработке и соблюдении определенных правил поведения на фондовом рынке, и фондовые биржи являются, помимо организаторов торговли, также саморегулируемыми организациями.

Государственное регулирование возникло значительно позже. В конце XIX - начале ХХ в. в некоторых странах появляются законы, которые регламентируют отношения внутри компаний (акционерных обществ) и отношения компания - акционер. В некоторых странах (Германия) принимаются законы о фондовых биржах.

Тем не менее государственное регулирование фондового рынка как система (впрочем, как и в целом система экономического регулирования) появилось в США в 30-е годы, а в большинстве стран фактически после второй мировой войны.

Основу регулятивной системы, ее каркас составляет нормативно-правовая база регулирования. Эффективное законодательство по ценным бумагам, согласно упомянутому документу ИОСКО "Цели и принципы регулирования фондового рынка" (Objectives and Principles of Securities Regulation), должно охватывать следующие области:

1.Законодательство о компаниях (акционерных обществах).

1.1.Образование компании.

1.2.Обязанности директоров и управляющих.

13. Регулирование поглощений, слияний и прочих сделок, способных повлиять на отношения собственности и контроля.

1.4.Эмиссия и размещение ценных бумаг.

1.5.Раскрытие информации акционерам для принятия ими обоснованного решения по выборам совета директоров.

1.6.Раскрытие информации о крупных пакетах акций.

2.Гражданское/Договорное право. 2.1.Частное договорное право.

2.2.Предоставление ценных бумаг взаймы и их залог.

2.3.Права, вытекающие из ценных бумаг и процедура передачи прав по ценным бумагам.

3. Налоговое законодательство.

4. Законодательство о банкротстве.

4.1. Права владельцев ценных бумаг в случае банкротства эмитента. 4.2.Права клиентов финансовых посредников в случае их банкротства.

5.Законодательство о конкуренции.

5.1. Предотвращение действий, препятствующих конкуренции.

5.2. Равный доступ в отрасль.

5.3. Предотвращение недобросовестного использования доминирующего положения на рынке.

6. Банковское законодательство.

7. Разрешение конфликтов.

8.Законодательство опосредниках.

8.1. Доступ в отрасль.

В России, как и в других странах с директивной в прошлом экономикой, это законодательство пришлось создавать фактически с "нуля". И практически в каждом его элементе существуют лакуны, противоречия или просто неудачные положения, которые мешают наладить нормальную работу фондового рынка и обеспечить выполнение им своей основной мак роэкономической функции - финансирования хозяйства. Самым слабым элементом российской системы законодательства по фондовому рынку, с нашей точки зрения, является законодательство о компаниях, налогах и банкротстве.

Страницы: 1 2 3

Статьи по теме:

Лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг
Все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляются на основании специального разрешения – лицензии, выдаваемой ФКЦБ или уполномоченными ею органами. Органы, выдавшие лицензии, контролируют деятельность профессиональных участников рынка и принимают решение об отзыве выданно ...

Виды долгосрочного кредитования
На кредитном рынке существуют различные виды долгосрочного кредитования, поэтому каждый, кому понадобиться такая форма кредита без проблем выбурит подходящий для себя вид долгосрочного кредитования. Существуют следующие виды долгосрочного кредитования: «На неотложные нужды». Кредиты предоставляю ...

Анализ состояния активов и анализ финансовой структуры капитала
Балансовая стоимость активов Общества на конец отчетного года составила 4 350 млн. руб., сократившись по сравнению с данными на начало года на 935 млн. руб. За год валюта баланса снизилась на 17,7%. При этом снижение сумм произошло по всем разделам баланса, за исключением раздела "Капитал и р ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bankratio.ru