Многие из крупнейших компаний не только России, но и мира понесли в последнее десятилетие значительные потери рыночной стоимости. Эти потери зачастую являлись результатом неспособности предвидеть, хеджировать и управлять различными рисками. В стремительно меняющихся экономических и правовых условиях необходимо уделять постоянное внимание выявлению и оценке рисков, а также управлению рисками.
Бизнес всегда связан с неопределенностью, риском, усиливающейся конкуренцией, множеством внешних угроз и опасностей. Тем не менее, риск является неотъемлемой частью деловой активности на любом рынке. Чем дело рискованнее, тем больше шансов на повышенную прибыль, но в случае неудачи возрастают, соответственно, и потери. В России бизнес сегодня носит особенно рискованный характер. Нестабильная экономика, еще недостаточно разработанная правовая база предпринимательства, практическое отсутствие этических его основ, влияние мощного теневого сектора хозяйства, агрессивные действия мафиозных структур серьезно мешают прогрессу предпринимательства. Тем не менее, и в столь сложных обстоятельствах многие отечественные предприятия успешно развиваются в основном за счет эффективного использования огромного потенциала современного риск-менеджмента.
Однако, как показывает практика, несмотря на все большее внимание, уделяемое проблеме сдерживания риска, управление рисками предприятия продолжает оставаться трудновыполнимой задачей для значительного числа организаций.
Управление рисками – несложный и нетрудоемкий процесс. Больших проблем с его внедрением теоретически быть не должно. Но, к сожалению, сказать, что он внедрен повсеместно, нельзя. И дело здесь не только в технических трудностях, но и в традициях, которые часто приходится при этом ломать.
Если спросить у рядового разработчика или руководителя, почему в их фирме нет процесса управления рисками, можно услышать массу самых разных ответов. Тут будет и самое простое: «У нас нет рисков», и более изощренные варианты: «Мы боремся с проблемами по мере их возникновения», «Наше дело – разработка программы, а не заполнение бюрократических форм», «Использование этого инструмента не рискованно. Так нам сказал поставщик». Реальные же причины нелюбви к управлению рисками чаще всего кроятся в следующем.
Прежде всего, руководство боится отойти от традиционной позиции «мы это обязательно сделаем». Управление рисками предполагает, что могут быть и неудачи. А отсюда и следующая причина: руководство часто рассматривает управление рисками как способ, позволяющий подчиненным обосновать будущее поражение. Хотя реально речь идет как раз о мерах по повышению вероятности успешного выполнения проектов.
Руководители проектов тоже нередко побаиваются управления рисками. Они считают, что если заранее выявленный риск все-таки реализуется, это будет рассматриваться как их ошибка. Хотя реально такая ситуация обычно позволяет продемонстрировать, насколько удалось снизить потенциальные последствия риска с помощью превентивных мер.
Есть свои причины не любить управление рисками и у исполнителей. С одной стороны, можно опасаться, что на принесшего плохую весть повалятся все шишки за ее последствия. С другой – в условиях налаженного управления рисками пропадает необходимость в подвигах. А ведь так приятно чувствовать себя героем, спасшим проект от очередной проблемы!
Также следует сказать то, что многие руководители не осознают необходимость оценки, управления и контроля рисков компании, во многом объясняется российской ментальностью: немало руководителей продолжают надеяться на «авось». При этом многие понимают, что перед менеджером или владельцем фирмы стоит задача максимизации прибыли, но далеко не все в полной мере осознают, что влияют на эту прибыль.
Российский бизнес характеризуется высокой степенью неопределенности и непредсказуемости, что заставляет компании внедрять систему оценки и управления рисками. Исследование, проведенное специалистами Ассоциации менеджеров и журнала «Финансовый директор», показало, что в настоящее время управление рисками в российских компаниях находится на стадии становления, при этом необходимость такой работы признается практически всеми участниками исследования.
Рассмотрим, как оценивают риски руководители ведущих компаний, какие риски они считают наиболее важными и с какими трудностями сталкиваются при управлении рисками.
Статьи по теме:
Основные способы проникновения национальных корпораций на мировой рынок
ценных бумаг
Проникновение российских компаний на международные рынки может осуществляться на основе использования специфических финансовых инструментов, которыми являются ценные бумаги.
В начале ХХI в. глобализация превратилась в доминирующую тенденцию мирового развития. При этом важнейшую роль в функциониро ...
Новые участники рынка потребительского кредитования
Рынок потребительского кредитования в России постоянно пополняется новыми участниками. Помимо основных субъектов рынка – банков и заемщиков - за последние несколько лет появились кредитные брокеры, бюро кредитных историй и коллекторские агентства, антиколлекторы.
Кредитный брокер.
За последнее в ...
Понятие обязательного страхования гражданской ответственности владельцев
транспортных средств
Согласно Гражданскому кодексу РФ (части второй) от 26.01.1996 N 14-ФЗ[1] одной из форм страхования является обязательное страхование. Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств законодателем отнесено к обязательной форме страхования. Данный вид страхования регулируется ...