Вопрос об определении банковского риска является дискуссионным. Некоторые авторы не согласны с определением банковского риска как возможных убытков банка и определяют риск как ситуацию принятия решения, характеризующуюся неопределенностью информации. Отсюда банковский риск – ситуация, порожденная неопределенностью информации, используемой банком для управления и принятия решения. Причины риска – самые разнообразные: экономические кризисы, рост внешней задолженности, финансовые инновации, инфляционные процессы, рост расходов банка и т.д.
Классическое учение о банковской системе исходит из существования трех ведущих критериев, которые следует учитывать банкам: ликвидность, рентабельность и учет безопасности. Как свидетельствует зарубежная практика, содержательная сторона риска, способы его установления постоянно подвергаются модификации. На это влияет ряд причин, среди которых можно выделить следующие группы:
1) Изменение структуры рынка: обострение конкуренции; универсализация банков; экспансия отделений; выравнивание структуры клиентов.
2) Колебания величины процентов, обусловленные внешними факторами: конъюнктурой, денежной политикой, усилением небанковской конкуренции.
3) Повышение требования клиентов, что ведет к растущей чувствительности цен и более дифференцированном спросе на банковские услуги.
4) Рост банковских расходов.
5) Повышение значения и количественный рост типичных банковских рисков, которые всегда имеют место (кредитный риск, процентный риск).
6) Тенденции стагнации темпов экономического роста, которые имеют значение для собственного развития банков [2, c. 541].
Необходимо учитывать принципиальную особенность рисков, связанную со спецификой банковской деятельности. Это обусловлено действием ряда объективных факторов [8, с. 60]:
1. в банке «предметом труда» (то есть основным используемым ресурсом) для сотрудников выступают денежные средства и ценные бумаги;
2. большая часть сотрудников банка непосредственно связана с управлением или организацией процесса движения денежных средств;
3. основными видами предпринимательских (хозяйственных) рисков выступают финансовые или так называемые спекулятивные риски.
В связи с этим сложно однозначно определить истинные причины отрицательного развития конкретной финансовой операции, поскольку в равной мере ими могут быть и неблагоприятная рыночная конъюнктура и сознательные действия банковского служащего (ошибка).
Самый большой риск связан с тем, что люди не придерживаются основных принципов, невыполнение которых обходится банку очень дорого. Самое трудное в организации – заставить человека, переживающего за свою репутацию, сказать, что ему нужна помощь. Расплачивается за ошибки банк.
В основе риска лежит не событие, как таковое, а именно ошибка, Ошибки бывают самого различного толка.
Во-первых, непреднамеренные (недостаток квалификации, уровня знаний) и преднамеренные. Последние являются проявлением таких факторов риска, как мошенничество, нелояльность персонала и т.д.
Во-вторых, в силу специфики банковской деятельности ошибки являются следствием: неправильных управленческих решений соответствующего уровня: стратегические, тактические, операционные. Это может касаться финансовых (оценочных при выдаче кредита, прогнозных при составлении планов и бюджетов и т.д.) управленческих решений любого уровня. Эти ошибки зависят именно от недостатка информации о будущих изменениях внешней среды.
В-третьих, ошибки организационные, в частности неправильная постановка документооборота, распределение обязанностей, контроля за исполнением операций и т.д.
В-четвертых, ошибки могут быть связаны с менеджментом, кадрами (мотивации, профессиональная компетентность, личностные характеристики сотрудников банка и пр.).
В-пятых, ошибки могут возникать вследствие страха принять неверное решение, поскольку эмоции часто мешают самоконтролю. А различная толерантность к риску лиц, принимающих решение, также связана с трудностью осознания риска.
При классификации банковских рисков необходимо учитывать особую роль, которую играют в банки в народном хозяйстве любой страны.
Об этом пойдет речь в следующем параграфе.
Статьи по теме:
Организация финансовой работы АО «БТА Банк»
Основой финансовой роботы в коммерческих банках является операционная работа. К ней относятся:
– прием и проверка правильности денежных документов от клиентов банка;
– подготовка документов для их отражения в бухгалтерском учете;
– контроль за своевременностью платежей;
– оперативный учет пост ...
Организация расчетно-кассового обслуживания клиентов в национальной валюте
Что включает в себя расчетно-кассовое обслуживание клиентов?
Расчетно-кассовое обслуживание клиентов - это совокупность банковских операций, удовлетворяющих определенные потребности клиентов и направленных на извлечение прибыли.
Расчетно-кассовое обслуживание клиентов включает открытие и ведение ...
Основные направления изучения потребителей банковских услуг
Понятие отношений и подходы к их изучению
Отношение – центральное понятие социальной психологии, в которой разработаны теории и методы измерения и объяснения отношений различного типа. Отношение включает в себя три компоненты: познавательная – первоначальная осведомленность о товаре данной марки ...