Эффективность выполнения возложенных на департаменты центрального аппарата Банка России функций во многом зависит от успешной работы территориальных подразделений этого банка, поскольку на них ложится основная нагрузка по реализации его функций. Территориальные подразделения Банка России представлены территориальными учреждениями и расчетно-кассовыми центрами (РКЦ). Каждое территориальное учреждение Банка России представляет собой обособленное подразделение ЦБ РФ, осуществляющее на территории субъекта Российской Федерации часть функций Банка России. Территориальные учреждения Банка России не имеют статуса юридического лица и не имеют права принимать решения, носящие нормативный характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров. Функции, задачи и основные направления деятельности территориальных органов Банка России определяются Типовым положением, утверждаемым Советом директоров. Территориальные учреждения ЦБ РФ обычно создаются на территории субъектов Российской Федерации. По решению Совета директоров Банка России территориальные учреждения могут создаваться по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов РФ.
Современная система территориальных учреждений Банка России представлена 59 главными управлениями (ГУ), 19 национальными банками (НБ), аппаратом уполномоченного Представителя Банка России в Чеченской Республике, 5 отделениями и Оперу Московского ГТУ.
Территориальные учреждения осуществляют сбор информации о банках на подведомственной территории, проводят первичную ее обработку в рамках своих полномочий, а затем отсылают ее в департаменты центрального аппарата. В свою очередь, работники центрального аппарата систематизируют сведения, поступающие из регионов, и анализируют их. На основе такого анализа могут составляться прогнозы развития экономики отдельных регионов и страны в целом. Целесообразность создания и функционирования территориальных учреждений Банка России обусловлена не только тем, что они являются центрами аккумуляции и обработки информации о финансовом положении в коммерческих банках, но и тем, что это позволяет обеспечить взаимоконтроль работы всех подразделений Банка России.
В организационном плане территориальные учреждения Банка России включают отделы либо управления в зависимости от направленности и масштабов осуществляемой ими деятельности. Организационная структура территориального учреждения Банка России зависит от ряда факторов, определяющими среди которых являются:
■ число самостоятельных банков в данном регионе (чем больше банков, тем уже специализация надзорных органов);
■ масштабы деятельности коммерческих банков на подведомственной территории.
Определенную нагрузку в реализации функций Банка России несут и расчетно-кассовые центры, которые являются структурными подразделениями территориальных учреждений ЦБ РФ. Расчетно-кассовые центры создаются при территориальных учреждениях ЦБ РФ с разрешения банка России на основании приказа начальника территориального учреждения. Полномочия РКЦ определены Типовым положением. Основными функциями РКЦ являются:
• осуществление расчетов между кредитными организациями и проведение контроля по этим расчетам через корреспондентские счета, открытые в РКЦ;
• хранение ценностей и кассовое обслуживание коммерческих банков;
• кассовое исполнение бюджета;
• проведение операций с ценными бумагами и операций неторгового характера в иностранной валюте.
Таким образом, РКЦ организуют расчетное, кредитное, кассовое и валютное пространство России и являются проводниками денежно-кредитной политики Правительства РФ и Центрального банка РФ. Для реализации возложенных на них функций расчетно-кассовые центры открывают коммерческим банкам корреспондентские счета и осуществляют постоянное наблюдение за движением средств на этих счетах. Анализируя обороты и остатки денежных средств на корреспондентских счетах коммерческих банков, расчетно-кассовые центры получают необходимую информацию о состоянии текущей ликвидности коммерческих банков.
Статьи по теме:
Задачи службы
маркетинга в банке и ее организационная структура
Основные задачи службы маркетинга в банке [13, с.264]:
1. Анализ окружающего рыночного пространства с его сегментированием и определением своих стратегических зон деятельности (СЗД) (городов, регионов, стран), где возможны открытия своих дочерних структур, филиалов, представительств и т.д.
2. Ан ...
Динамика по видам страхования
Динамика страховых взносов, официальные данные:
Основные факторы, оказавшие влияние на динамику взносов в различных видах страхования в 2009 году – падение производства и снижение объемов кредитования, сокращение доходов населения, ослабление курса рубля и инфляция, и изменения в законодательст ...
Организация банковской деятельности на основе отделений
Банки могут также организовывать свою деятельность на основе банковских отделений. Это целесообразно, когда он обслуживает быстро развивающийся регион и находится перед выбором – последовать на новые места за своими клиентами, будь это частные лица или предприятия, или потерять клиентов, уступив и ...