Потребительский кредит – кредит с рассрочкой платежа для приобретения потребительских товаров.
Потребительские кредиты различаются по срокам и бывают краткосрочными, среднесрочными, долгосрочными.
Особенность среднесрочного потребительского кредита в том, что ссуда выдается в размере стоимости приобретаемого имущества. Ссудозаемщик обязан застраховать приобретаемое или собственное имущество в пользу кредитной организации. При невыполнении требования кредитное учреждение имеет право заменить условия договора и взыскать кредит. Срок выдачи среднесрочного кредита – от 1 года до 3 лет. Погашение ссуды производится по истечении месяца с момента получения равными долями.
Для получения такого кредита заемщик представляет заявку. В заявке указываются вид кредита, сумма кредита, срок и обеспечение.
На основании расчетов доходов и расходов клиента оценивается возможность кредитования. Если при расчетах расходы превышают доходы, то кредитная организация требует гарантию или поручительство третьего лица.
В качестве залога клиент представляет ценные бумаги, при этом нужно оценить их качество и курсовую стоимость. Возврат принятых ценных бумаг от заемщика производится после погашения ссудной задолженности. Частичная выдача ценных бумаг не производится.
Для учета среднесрочных потребительских ссуд используется счет 455 «Кредиты, предоставленные физическим лицам». Счет активный.
По дебету счета отражаются суммы предоставленных кредитов в корреспонденции со счетом кассы.
По кредиту счета отражаются суммы погашенной задолженности в корреспонденции со счетом кассы.
Аналитический учет осуществляется в разрезе заемщиков по каждому кредитному договору.
Для открытия лицевого ссудного счета необходимо распоряжение кредитного отдела о выдаче ссуды с указанием суммы, процентной ставки и срока погашения.
Кредитный договор, договор залога или договор-поручительство учитываются на внебалансовых счетах:
91311 «Ценные бумаги, принятые в обеспечение по размещенным средствам»;
91414 «Полученные гарантии и поручительства»;
91312 «Имущество, принятое в обеспечение по размещенным средствам».
Предоставление потребительского кредита в бухгалтерском учете отражается:
1) при выдаче наличными средствами:
Дт 455 (02-09) «Кредиты, предоставленные физическим лицам»;
Кт 20202 «Касса кредитной организации»;
2) при выдаче безналичными средствами во вклад «до востребования»
Дт 455 (02-09) «Кредиты, предоставленные физическим лицам»;
Кт 42301 «Депозиты физических лиц – до востребования».
При погашении кредита физическим лицом в установленный срок делается бухгалтерская запись:
Дт 20202 «Касса кредитной организации», 42301 «Депозиты физических лиц – до востребования», 60305 «Расчеты с работниками по оплате труда»
Кт 455 (02-09) «Кредиты, предоставленные физическим лицам».
Долгосрочный кредит предоставляется на индивидуальное строительство и приобретение дома в частную собственность в зависимости от стоимости объекта при наличии источника погашения. Срок выдачи такого кредита – от 3 до 10 лет.
Для оформления долгосрочного кредита в кредитную организацию представляются следующие документы:
- информация частного характера о заемщике;
- заявление о выдаче ссуды;
- справка о предоставлении земельного участка под жилищное строительство;
- нотариально заверенный документ, подтверждающий стоимость объектов кредитования;
- удостоверение личности.
Особенность такого кредита является то, что он погашается ежемесячно равными долями, начиная со второго года после выдачи кредита, если иное не указано в кредитном договоре.
Статьи по теме:
Внебиржевой рынок ценных бумаг в РФ
В России ситуация отличается от мировой: биржевой рынок корпоративных бумаг не получил должного развития, а центром торговли корпоративными ценными бумагами стал организованный внебиржевой рынок ценных бумаг – Российская торговая система.
Некоммерческое партнерство Российская торговая система (РТ ...
Понятие расходов
Характеристика расходов, их классификация и оценка, признание в учете и отражение в отчетности определяются Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Расходы организации».
Концепция расходов, лежащая в основе ПБУ, состоит в том, что не всякие затраты относятся к расходам, так же как и не всяк ...
Основные направления улучшения маркетинговой
деятельности банка
Основной задачей улучшения маркетинговой деятельности «Татфондбанк» является организация отдела маркетинга в банке.
Задачами отдела маркетинга в ОАО «Татфондбанк» являются:
- Разработка краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной стратегии маркетинга и ориентация работников на выполнение требова ...