Если у общества взаимного страхования не хватало средств для покрытия чрезвычайных убытков с учётом средств запасного фонда, то его члены должны были вносить дополнительные суммы на эти цели.
Законодательством об ОВС было предусмотрено, что, если страховая премия по страхованию строений оказывалась менее 150 тыс.руб., то общество автоматически подлежало ликвидации.
В 1894г. был установлен государственный контроль за деятельностью страховых обществ, осуществлявшийся Министерством внутренних дел. Устанавливалась обязательная публичная отчетность всех страховых обществ.
Таким образом, в конце 19 века в России сложилась система страхования в российских и иностранных страховых акционерных обществах, земских обществах и обществах взаимного страхования. Кроме того, страхование проводили правительственные учреждения (преимущественно страхование жизни лиц, состоявших на государственной службе), государственные сберегательные кассы (страхование жизни), железнодорожная пенсионная касса (страхование пенсий), территориальные страховые учреждения (страхование имущества от огня).
В 1913г. во всех страховых учреждениях России было застраховано имущества на сумму 21 млрд.руб., в том числе на долю акционерных обществ приходилось 65% этой суммы, земств - 15%, ОВС –8%. Страховая премия составила за тот год: в акционерных обществах России -129 млн.руб, иностранных компаниях – 12 млн.руб, ОВС – 14 млн.руб., сберегательных касс – 15.5 млн.руб. Всего в 1913г. было собрано по всем видам страхования 204.9 млн.руб. страховых премий.
Финансовые ресурсы страховых обществ были важными источниками инвестиций в государственные займы, акции торгово-промышленных компаний и коммерческих банков, использовались в обслуживании внутреннего и внешнего долга.
Интернационализация хозяйственных связей в экономике России во второй половине 19 века охватила и сферу страхового дела. Этого требовали интересы промышленного капитала и финансовой олигархии. Проведенная Витте в 1895-1897гг. денежная реформа создала благоприятные предпосылки для деятельности иностранных страховых обществ.
Доля иностранного капитала в страховом деле в 1890г. составляла 24.4%. Иностранные страховые общества подчинялись общей системе государственного страхового надзора со стороны МВД. Для открытия страховых операций в России они были обязаны предварительно внести в государственное казначейство денежный залог 500 тыс.руб. золотом и резервировать на счетах государственного банка 30% поступления страховых платежей.
Проникновение иностранных страховых обществ на российский рынок втягивало Россию в систему международных экономических связей и мирового торгового обмена. Это выразилось в бурном развитии перестраховочного рынка. В 1895г. было учреждено «Общество русского перестрахования».
В дореволюционной России наибольшее распространение имело страхование от огня. В 1913г. в производстве прямых операций по этому виду страхования принимало участие около 300 страховых учреждений, в том числе 13 акционерных обществ, земские страховые учреждения, общества взаимного страхования промышленников и землевладельцев, 171 городское взаимное страховое общество.
Второе место в имущественном страховании по сбору платежей занимало транспортное страхование, страхование судов (каско) и страхование грузов (карго). В 1913г. его проводили 10 акционерных обществ.
В 1900г. страховое общество «Помощь» начинает проводить страхование от краж со взломом.
Страхованием жизни занимались 11 акционерных обществ (в том числе 3 иностранных), государственные сберегательные кассы, железнодорожная пенсионная касса и два в общества взаимного страхования. 7 страховых общества проводили страхование от несчастных случаев. Однако страхованием жизни пользовались лишь 0.25% населения страны, в основном состоятельные слои общества.
Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что ведущее место в страховом деле в дореволюционной России продолжало сохраняться за акционерными обществами. Наиболее распространённым было имущественное страхование.
После Октябрьской революции 1917г. преобразование страхового дела в России пошло два этапа. Первоначально декретом Совета Народных комиссаров РСФСР от 23 марта 1918г. учреждался государственный контроль над всеми видами страхования, кроме социального. Этот контроль возлагался на созданный Совет по делам страхования, исполнительным органом которого являлся Комиссариат по делам страхования.
В 1918г. Съезд руководящих работников страховых отделов губернских Советов, созванный бывшим Земским страховым союзом, признал необходимость упразднения частных страховых обществ и введение государственной монополии. Это был второй этап преобразования страхового дела. Декретом СНК РСФСР от 28 ноября 1918г. «Об организации страхового дела в Российской республике» было объявлено монополией во всех его видах и формах. Исключение было сделано для взаимного страхования движимости и товаров кооперативных организаций. В середине 1919г. проходила компания по ликвидации акционерных и других страховых обществ и организаций. Долгосрочное страхование жизни было передано в ведение Народного банка, а имущественное страхование – Наркомата земледелия. В условиях гражданской войны, разрухи и почти полного обесценения денежных знаков страхование теряло своё значение. Декретами от 18 ноября 1919г. и 18 декабря 1920г. было отменено имущественное страхование, страхование жизни во всех видах, а также страхование капиталов и доходов.
Статьи по теме:
Управление кредитным риском в банке
Избежать кредитный риск позволяет тщательный отбор заемщиков, анализ условий выдачи кредита, постоянный контроль за финансовым состоянием заемщика, его способностью (и готовностью) погасить кредит. Выполнение всех этих условий гарантирует успешное проведение важнейшей банковской операции - предост ...
Вопросы совершенствования социального страхования в
стране
Проблемы в области пенсионного обеспечения многогранны и сложны. В Республике Беларусь в условиях переходного к рынку периода они являются наиболее болезненными. Это объясняется тем, что уровень государственных пенсий не поспевает за темпами инфляции, а изменение демографической ситуации (снижение ...
Государственные и муниципальные ценные бумаги
Общая характеристика государственных ценных бумаг. Государственные ценные бумаги - это форма существования государственного внутреннего долга; это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство.
Государственные ценные бумаги в Российской Федерации являются наиболее цивилизованным ...