Следующий уровень составляют законы РФ, например, Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", Федеральный закон "Об акционерных обществах" и другие. Конституция, кодексы и законы относятся к законодательным актам. Однако законодательство ими не ограничивается: существует множество иных актов законодательства или подзаконных актов.
Федеральным законом от 22.04.1996 г. №39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента (ст.1). В соответствии с ним государство осуществляет регулирование данного рынка, но не управляет им. В этом разделении понятий заложено принципиальное отношение государства к процессам, происходящим на рынке.
Для ФЗ "О рынке ценных бумаг" характерны следующие основные моменты.
Преемственность - учитываются практика российского рынка ценных бумаг 1990-1996 гг. и изданные за это время государственными органами исполнительной власти нормативные акты.
Непротиворечивость закона другим законодательным актам, например, Гражданскому кодексу.
Признание смешанной модели фондового рынка, где действуют как коммерческие банки, так и небанковские инвестиционные институты (профессиональные участники рынка ценных бумаг).
Сочетание либеральных принципов организации рынка с усилением государственного надзора за ним, единство государственного регулирования рынка ценных бумаг.
ФЗ "О рынке ценных бумаг" - комплексный законодательный акт, который регулирует рынок ценных бумаг как в целом, так и его отдельные сегменты.
Основные достоинства закона:
- четкое определение порядка деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, который распространяется и на банки; установлены общие "правила игры";
- информационное обслуживание рынка ценных бумаг:
- законодательно определены перечень информации и порядок ее раскрытия для различных участников фондового рынка;
- введены ограничения по рекламе;
- запрещены сделки с использованием служебной информации.
Важно отметить, что система раскрытия информации ориентирована на пользователя (а не на других участников системы раскрытия), выражает возможности для любого пользователя нахождения конкретной информации и доступа к ней в регламентированное время. Раскрытие информации (гласность) лежит в основе общественного и рыночного регулирования и обеспечивает общественную и рыночную стабильность.
Разграничение сферы регулирования фондового рынка между различными регуляторами:
Федеральная служба по финансовым рынкам регулирует рынок корпоративных ценных бумаг, институциональных инвесторов и профессиональных участников фондового рынка;
Министерство финансов РФ и Банк России регулируют рынок государственных ценных бумаг.
Наряду с государственным регулированием рынка ценных бумаг, важнейшую роль играет саморегулирование организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, что является новацией в условиях России.
Согласно Указу Президента России №314 от 9.03.2004 г. создана Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности). Федеральная служба по финансовым рынкам находится в ведении Правительства РФ. Основными функциями Федеральной службы по финансовым рынкам являются:
а) осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;
Статьи по теме:
Этапы и методы управления валютным риском
Измерение и идентификация риска на сегодняшний день является только первым шагом управления рисками и контроля за ними в банковском секторе. Банкиры должны рассматривать управление рисками как логическую последовательность действий от постановки проблемы до её разрешения. Ключевые стадии процесса ...
Обеспечение независимости аудиторов
При проведении аудиторской проверки и составлении заключения аудиторы независимы от проверяемого экономического субъекта, а также от любой третьей стороны, в том числе от государственных органов, поручивших им проведение проверки, а также собственников и руководителей аудиторской фирмы, в которой ...
Анализ комплекса маркетинга в банке
При анализе концепции маркетинга значительная роль принадлежит банковской услуге – ведь именно она должна удовлетворять потребности личности и общества совокупностью своих качеств. Общепринятое определение товара или услуги – это средство, с помощью которого можно удовлетворить определенную потреб ...