Для тех заемщиков, которых банк считает финансово устойчивыми, может использоваться кредитование по контокоррентному счету. На таком счете отражаются как имеющиеся у клиента собственные средства в виде сальдо по кредиту счета, так и полученные кредиты в виде сальдо по дебету этого счета. То есть четко видны и накопления и долги.
Если клиент банка просит перевести его на такой порядок кредитования, то учреждение банка имеет право на основании экономического анализа его баланса внести предложение о принятии мер к повышению кредитоспособности заемщика. Такое повышение достигается посредством рационализации, улучшения структуры его ликвидных средств, увеличения собственных оборотных средств, ускорения их оборачиваемости, сокращения запасов товарно-материальных ценностей и другими способами. Все эти меры призваны повысить платежеспособность и кредитоспособность клиента, и он сумеет в этом случае пользоваться таким удобным видом кредитования, как контокоррент.
При организации контокоррента важно правильное оформление планового размера кредита. Такой плановый размер определяется как разница между потребностью в оборотных средствах, имеющихся у клиента банка, и источниками их формирования. Потребность в оборотных средствах определяется на основе имеющихся данных об остатках оборотных активов, товаров отгруженных, срок оплаты которых еще не наступил, и нормальной дебиторской задолженности клиента, заемщика. Если эта потребность в оборотных средствах меньше имеющихся у заемщика в пассиве баланса источников формирования 9боротных средств, то разница и будет представлять тот плановый размер кредита, который необходим клиенту в планируемом квартале. Разумеется, потребность в кредите может меняться по сравнению с рассчитанной плановой суммой. С учетом показателей работы заем шика банк может проявлять гибкость и жестко не ограничивать уровень кредита по контокоррентному счету. Если же банк видит, что заемщик ухудшает показатели своей работы, не выполняет условия договора, то как санкцию банк может ввести режим кредитования, который не позволяет превышать установленного планового размера кредита.
Разновидностью контокоррента, его развитием выступает овердрафт, являющийся также одним из видов банковского кредита. Он заключается в автоматическом предоставлении коммерческим банком своему клиенту кредита для расчетов с контрагентами. В отличие от контокоррента сумма кредита не перечисляется банком на свой счет при первом же появлении денег на счете клиента, а погашается самим клиентом в удобное для него время. Эта услуга платная. Поэтому особенностью овердрафта является уплата процента за автоматически предоставляемый кредит.
Операцией, близкой к кредитованию, выступает и учетная операция, предполагающая выкуп (учет) векселей коммерческим банком у фирм, организаций, которым необходимы денежные средства, а не векселя. Природа, сущность этой операции определяется наличием вексельного обращения в стране, когда фирмы могут расплачиваться за товары векселем, не требуя от контрагента денежных средств. В таком обращении есть своя специфика. Во-первых, стоимость товара должна быть равна цене векселя, во - вторых, продавец товара, услуг не обязан принимать вексель в качестве средства платежа. Эти два' обстоятельства приводят к тому, что цепочка вексельных платежей прерывается, если продавец не принимает оплату в вексельной форме. Возникает необходимость получить по векселю деньги до срока окончания его действия. В этом случае держатель векселя обращается в банк и продает ему этот вексель за определенную цену, которая, естественно, ниже цены векселя. Но держатель векселя готов потерпеть небольшой убыток с целью дальнейшего платежа, задержка которого может вызвать большие убытки. Коммерческий банк, приобретая вексель по сумме учета, передает этот вексель в момент окончания срока его действия эмитенту векселя и получает обозначенную на нем сумму денег. Разница между этой суммой и суммой учета и составляет доход банка. В то же время банк может продать (учесть) этот вексель в другом банке.
Статьи по теме:
Банковский маркетинг. Понятие и сущность
Основными элементами системы банковского маркетинга являются: исследование рынка, разработка и реализация на этой основе рыночной (конкурентной) стратегии. Маркетинг (от английского market — рынок) — комплексная система организации производства и сбыта товаров, ориентированная на удовлетворение по ...
Причины появления новых услуг в банковском деле
Возрастание конкуренции и нерегулируемости финансового рынка. В настоящее время существует множество разнообразных причин широкого распространения новых банковских услуг. Так, дерегулирование правительством финансового сектора дало возможность менеджерам банков более свободно разрабатывать новые ф ...
Услуги по управлению денежной наличностью
С самого начала деятельности банки были непосредственно вовлечены в процесс осуществления платежных операций в интересах клиентов. Это означало сбор платежей по чекам клиентов, распределение валюты и денежной массы, а также переводы средств телеграфом или с помощью компьютерных линий. Однако с пов ...