Услуги юридическим и физическим лицам

Материалы » Услуги коммерческого банка » Услуги юридическим и физическим лицам

В соответствии с рассмотренной классификацией и в зависимос­ти от субъектов получения услуги

предоставляются как юридическим

, так и физическим лицам

. Практически набор услуг тем и другим ли­цам может быть в тех или иных банках одинаков, неодинаковым мо­жет оказаться только их объем. В сводном перечне услуг российских коммерческих банков услуги, предоставляемые населению, занимают пока незначительный удельный вес, им еще предстоит увеличить ко­личество видов операций для физических лиц (в том числе по совер­шению платежей, кредитованию производственных и потребительских нужд, приему вкладов и др.).

Поскольку банки аккумулируют (собирают) свободные денежные средства и их перераспределяют, направляют на возвратной основе нуждающимся хозяйственным организациям, банковские услуги могут осуществляться в форме как пассивных, так и активных операций. С помощью пассивных операций банки формируют свои ресурсы (напри­мер, за счет депозитов, продажи сертификатов, кредитов, получен­ных у других банков, и т.п.). Осуществляя активные операции, бан­ки размещают привлеченные и собственные ресурсы на нужды различных хозяйственных организаций и населения.

В зависимости от платы за предоставление банковские услуги подразделяются на платные и бесплатные услуги.

Это однако не оз­начает, что какой-то определенный тип услуг полностью является платным либо бесплатным. Дело банка определить, за какую разновид­ность, например, расчетных операций необходимо взыскивать плату с клиентов, а за какую - плату не устанавливать. По ряду соображе­ний отдельные операции в составе расчетных, кредитных и депозит­ных могут осуществляться бесплатно.

По отношению к плате за услуги и, следовательно, к доходам банка могут быть применены и другие, более детальные признаки. Нередко выделяются банковские услуги, приносящие и не приносящие банковский доход, дорогостоящие и дешевые услуги

. Так, большин­ство активных операций позволяет банку получить доход, в то вре­мя как его пассивные операции предполагают выплату процентов по определенным видам вкладов. Некоторые банковские услуги требуют больших затрат труда, поэтому их цена дороже. Например, обработ­ка аккредитива стоит в банке дороже, чем обычный перевод денег по платежному поручению клиента.

В зависимости от связи с движением материального продукта банковские услуги подразделяются на два вида:

1) услуги связанные с его движением,

2) чистые услуги.

Поскольку банки своими денежными операциями обслуживают главным образом движение материального продукта, их основная часть бесспорно относится к первому виду услуг. Способствуя прод­вижению товаров, данные услуги банка (такие как, например, услу­ги предприятиям транспорта, связи, торговли) создают новую допол­нительную стоимость. Чистые услуги предоставляются организациям, занятым непосредственно материальным производством, а также от­дельным гражданам для удовлетворения их личных потребностей.

Как отмечалось, продуктом банка являются различного рода ус­луги. В отличие, к примеру, от продукта промышленного предприя­тия банковский продукт не выглядит зачастую как нечто мате­риальное, вещественное. Кредиты и расчеты совершаются в порядке записей по счетам, в безналичной денежной форме. Поэтому в отли­чие от отраслей материального производства, где продукт приобре­тает конкретную товарную форму, банковский продукт нельзя склади­ровать, производить про запас.[2]

Статьи по теме:

Особенности денежно-кредитной политики Республики Беларусь
В Республике Беларусь в практике денежно-кредитного регулирования все шире используется инфляционное таргетирование — ежегодное определение целевого показателя инфляции. Оно зародилось как реакция на утрату эффективности таргетирования денежных агрегатов. Законодательством Беларуси установлено, ч ...

Развитие услуг коммерческих банков
Эволюция стандартного набора банковских услуг такова, что постепенно под влиянием многих факторов (не только конкуренции, но и освоения новой технологии, изобретения нового банковского продукта и др.) на рынке происходит как рост их объема, так и расширение их состава. Особенно это заметно в работ ...

Методология долгосрочного кредитования
Что такое кредит? Кредит (от лат. creditum - нечто, переданное другому с уверенностью в возврате; англ. credit) как экономическая категория - это форма возвратного перераспределения денежных средств. С помощью кредита мобилизуются и используются кредитной системой на условиях возвратности временн ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bankratio.ru