Для определения эффективности экспортно-импортных операций необходимо на предприятиях организовать учет, обеспечивающий получение достоверной информации о продажах (закупках) в абсолютном и натуральном выражении, а также о затратах и доходах, связанных с реализацией (закупкой) товаров на внешнем рынке в разрезе отдельных государств.
Наличие оперативной внешнеторговой информации на предприятии позволит определить ряд показателей, дающих возможность оценить результативность международных торговых сделок.
Экономический эффект внешнеторговой деятельности должен рассчитываться по формуле:
Э вт.д.= (З им.д. х П им.д) – (З эк.д. х П эк.д), (1)
где Э вт д - экономический эффект внешнеторговой деятельности, руб.;
3 им д - полные затраты отечественного производства на единицу импортной продукции, руб.;
П им. д - количество импортной продукции, ед.;
3 эк. д - полные затраты отечественного производства на единицу экспортной продукции, руб.;
П эк. д - количество экспортной продукции, ед.
Экономическая эффективность внешнеторговой деятельности соответственно должна рассчитываться по формуле:
ЭЭ вт.д=(Зим.д х Пим.д):(Зэк.д х Пэк.д), (2)
где ЭЭ вт. д.- экономическая эффективность внешнеторговой деятельности.
Внешнеторговая деятельность экономически выгодна, если эффект Эвт.д является положительной величиной, а показатель эффективности ЭЭ вт.д > 1.
Соизмерение затрат на собственное производство импортных и экспортных товаров принято считать основополагающим принципом определения экономической эффективности внешнеторговой деятельности предприятий различных форм собственности.
Определение экономической эффективности и эффекта внешнеторговой деятельности целесообразно проводить, если внешнеторговая деятельность предприятия осуществляется посредством реализации экспортных и импортных сделок и их масштаб исчисляется отнюдь не единичным числом. Это условие выполнимо, если внешнеторговые операции с контрагентами будут осуществляться на уровне сети предприятий-экспортеров.
Расчеты экономической эффективности и эффекта внешнеторговой деятельности целесообразно проводить на предприятии для:
- обоснования отдельных предложений о продаже и закупке товаров;
- разработки планов экспорта и импорта;
- оценки сложившейся структуры и направлений внешнеторгового оборота.
Определение экономической эффективности и эффекта экспортной деятельности предприятия целесообразно производить в следующей последовательности:
- расчет безубыточной внешнеторговой цены экспортного товара (при известных полных затратах в соответствии с базисными условиями поставки);
- расчет максимально допустимых полных затрат на экспорт товара в соответствии с базисными условиями поставки (при известной внешнеторговой цене);
- расчет экономического эффекта экспорта товара;
- расчет экономической эффективности экспорта товара.
При расчете показателей эффективности экспорта необходимо учитывать следующие три условия:
- цена за экспортную продукцию внешнеторговых операторов зафиксирована в российской валюте;
- цена за экспортную продукцию внешнеторговых операторов зафиксирована в валюте импортера или третьих стран;
- цена за экспортную продукцию внешнеторговых операторов зафиксирована в валюте импортера или третьих стран, способ оплаты за товар - коммерческий кредит.
1. Расчет безубыточной внешнеторговой цены экспортного товара (при известных полных затратах) с учетом трех условий выглядит следующим образом:
Вэк.б.ц = Вэк.з, (3)
где В эк. Б. ц - безубыточная экспортная цена товара, руб.;
Вэк. з - полные затраты на экспорт товара (затраты, связанные с производством товара и его реализацией на внешнем рынке), руб.
(4)
где В эк.б.ц. 1- безубыточная экспортная цена товара, руб.;
k в. е - курс валюты по данным Центрального банка Российской Федерации на расчетную дату, руб./вал. ед.
(5)
где Вэк. Б. ц 2- безубыточная экспортная цена товара, руб.;
k кр - коэффициент кредитного влияния.
Использование коммерческого кредита (аванса) в осуществлении экспортно-импортных операций, обеспечивающих обмен продукцией в материально-вещественной форме, обусловливает корректировку показателей экономической эффективности и эффекта с помощью коэффициента кредитного влияния и рассчитывается по формуле:
(6)
где k кр. - коэффициент кредитного влияния;
Вэк. т - экспортная цена товара, руб.;
Статьи по теме:
Условия размещения выпущенных эмиссионных ценных бумаг
Эмитент имеет право начинать размещение выпускаемых им эмиссионных ценных бумаг только после регистрации их выпуска. Количество размещаемых эмиссионных ценных бумаг не должно превышать количества, указанного в учредительных документах и проспектах о выпуске ценных бумаг. Эмитент обязан закончить р ...
Факторы определяющие
величину страховой премии: использование франшизы
Под страховой премией понимается плата за страхование, которую страхователь обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки, установленные договором страхования. Страховая премия уплачивается страхователем в валюте Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Рос ...
Финансовый результат и рентабельность по банку
В целях снижения принимаемых рисков Банк будет стремиться к диверсификации клиентской базы, формированию сбалансированной по срокам структуры активов и пассивов как с позиций соблюдения требований ликвидности, так и с точки зрения управления процентным спрэдом.
Следуя принципу умеренного консерва ...