Конечный финансовый результат деятельности страховщиков слагается из доходов от проведения страховых и перестраховочных операций, а также поступлений от не страховых операций, не запрещенных действующим законодательством, уменьшенных на сумму расходов по всем названным операциям. Финансовый результат является обобщающим качественным показателем деятельности страховой организации. Он определяется сальдовым методом и находит отражение в отчете о прибылях и убытках и балансе страховщика. Аудит финансовых результатов, таким образом, сводится к аудиту доходов и расходов, из которых складывается прибыль или убыток от работы страховой компании. Вопросы проверки полноты отражения доходов и расходов страховщиков были подробно рассмотрены в предыдущих главах.
Не менее важным является контроль за точностью определения налогооблагаемых баз для исчисления налогов, а также за правильностью расчета сумм налогов и своевременностью их уплаты .
В целом страховые компании платят те же налоги, что и другие юридические лица, однако специфика страховой деятельности обусловливает некоторые особенности, в частности, при определении базы исчисления того или иного налога. Так, базой для расчета налога на пользователей автомобильных дорог является выручка страховщика и прочие поступления от страховой деятельности (за исключением некоторых доходов, полученных по отдельным видам ценных бумаг). Проверки показывают, что часто в эту базу страховые компании не включают суммы, полученные по регрессным искам. Облагаемая база по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы обычно принимается равной облагаемой базе по налогу на пользователей автомобильных дорог, если иной порядок не установлен представительными органами власти. В некоторых регионах такой базой является выручка страховщика, в ряде других - собранные страховые взносы. Свою специфику определения имеет база для расчета налог на имущество страховых организаций.
Особого внимания требует проверка правильности определения базы для исчисления налога на прибыль, поскольку расчеты с бюджетом осуществляются исходя из балансовой прибыли, уменьшенной (увеличенной) в соответствии с действующим налоговым законодательством. Например, из прибыли, подлежащей налогообложению, исключаются доходы, полученные по акциям и облигациям, принадлежащим страховщику, доходы от долевого участия в других предприятиях и т.д. С другой стороны, база обложения увеличивается на величину превышения фактических расходов над нормативными по нормируемым статьям затрат (представительские расходы, расходы на рекламу и т.д.). Страховая организация может воспользоваться установленными льготами по налогу на прибыль. В этом случае аудитор должен проверить обоснованность их применения.
Перестраховщики тех государств, с которыми наша страна подписала соглашения об избежании двойного налогообложения, могут быть освобождены от уплаты налога при предоставлении в российские налоговые органы установленных документов.
К облагаемым доходам относятся премии по перестрахованию, проценты на депо премий, формируемых отечественными страховщиками по договорам, переданным иностранным перестраховщикам, и тантьемы, уплачиваемые зарубежным партнерам. Налог с доходов иностранного перестраховщика должен удерживаться российским страховщиком, выплачивающим доход, в валюте, в которой производится выплата при каждом перечислении платежа, и зачисляться в бюджет одновременно с выплатой дохода. Доходы от премий по перестрахованию рассчитываются исходя из полной суммы премии, умноженной на коэффициент 0,125, и облагаются по ставке 20%.
Статьи по теме:
Структурные единицы мирового рынка ценных бумаг
Еврооблигации выпускаются крупными, в основном транснациональными, корпорациями, международными организациями (например, Мировым банком) и государственными органами. При выпуске облигаций правительственными агентствами или местными органами власти обычно требуются правительственные гарантии. В цел ...
Инвестиционные фонды. Виды государственных ценных бумаг
Инвестиционные фонды являются одними из первых участников рынка ценных бумаг. 7 октября 1992г. Указом Президента РФ № 1186 «О мерах по организации рынка ценных бумаг в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий» было положено начало организации и функционированию инвестицион ...
Динамика операций с пластиковыми картами на российском банковском рынке
В рамках данной работы в целях выделения наиболее существенных характеристик рынка банковских платежных карт и использованы следующие критерии:
- количественные и качественные параметры эмиссии банковских платежных карт в абсолютном и относительном выражениях;
- количество эмитентов и эквайеров; ...