Расчетно-кассовые документы, на основании которых совершаются бухгалтерские записи, должны иметь:
контировку, то есть обозначение номеров счетов по дебету и кредиту, по которым должна быть проведена эта запись;
дату проводки;
подпись ответственного исполнителя, а по операциям, подлежащим дополнительному контролю, - подпись контролера.
Электронные мемориальные документы удостоверяются электронной цифровой подписью соответствующих работников.
Каковы правила организации контроля в банке при осуществлении расчетно-кассового обслуживания клиентов?
Банк должен организовывать и осуществлять контроль, соответствующий характеру и масштабам расчетно-кассового обслуживания клиентов.
Контроль осуществляется при открытии счетов, приеме расчетно-кассовых документов к исполнению, а также на всех этапах обработки учетной информации, совершения операций и отражения их в бухгалтерском учете.
Контроль должен быть направлен на:
- обеспечение сохранности средств и ценностей;
- соблюдение клиентами требований законодательства по оформлению расчетно-кассовых документов;
- своевременное исполнение поручений клиентов на перечисление (выдачу) средств;
- перечисление и зачисление средств в точном соответствии с реквизитами, указанными в расчетно-кассовых документах, принимаемых к исполнению.
Методы и технические средства, применяемые для осуществления внутреннего контроля, определяет сам банк, исходя из конкретных условий работы, характера операций и их объема. Контроль осуществляется путем визуальной проверки расчетно-кассовых документов.
По операциям, требующим дополнительного контроля, бухгалтерские записи совершаются на основании расчетно-кассовых документов, имеющих подпись контролера. Оформление расчетно-кассового документа и его проверка удостоверяются подписями ответственного исполнителя и контролера, а в необходимых случаях - подписями других должностных лиц.
Организация контроля и повседневное наблюдение за его осуществлением на всех участках бухгалтерской работы возлагаются на главного бухгалтера (лицо, его заменяющее).
Рабочие места сотрудников банка должны быть расположены так, чтобы клиенты и другие посторонние лица не имели доступа к печатям, штампам, документам и бланкам банка, к автоматизированным рабочим местам сотрудников банка.
Обязательной и неотъемлемой частью внутреннего контроля является постоянный последующий контроль.
При проверках контролируется правильность учета и оформления надлежащими документами совершенных операций.
В процессе последующих проверок должны вскрываться причины выявленных нарушений правил совершения операций и ведения бухгалтерского учета и приниматься меры к устранению недостатков.
Периодичность последующих проверок устанавливается главным бухгалтером банка.
Результаты последующих проверок должны оформляться справками. Руководитель банка или лицо, им уполномоченное, обязаны рассмотреть составленную справку и принять необходимые меры для устранения отмеченных недостатков.
Кассовые расходные операции, выполняемые ответственными исполнителями, контролируются централизованно контролером. Контроль кассовых расходных операций должен быть организован так, чтобы была исключена возможность:
- оплаты неправильно оформленных документов, чеков с подписями и оттисками печати, не соответствующими заявленным образцам, и чеков, выписанных из чековой книжки, не принадлежащей данному клиенту;
- поступления в кассу чеков и других кассовых расходных документов минуя соответствующих ответственных исполнителей и контролера банка;
- внесения исправлений и дописок в кассовые документы и журналы.
Контроль и документооборот по приходным кассовым операциям должны быть организованы так, чтобы выдача квитанций клиентам и зачисление сумм на их счета производились только после фактического поступления денег в кассу.
При приеме денег приходный кассовый документ заполняется и передается контролеру, который, проверив правильность заполнения документа, подписывает его, делает запись в кассовом журнале по приходу и передает документ в кассу под роспись кассира в разносной книге или кассовом журнале.
Статьи по теме:
Рекомендации по улучшению системы планировании и организации
предоставления услуг ООО "B&B INSURANCE"
По итогам анализа, проведенного в предыдущем разделе, нами был выявлен ряд факторов, оказывающих непосредственное влияние на организацию предоставления страховых услуг ООО "B&B INSURANCE".
Так, наибольшим спросом среди представляемого портфеля страховых услуг, пользуются услуги по о ...
Государственный рынок ценных бумаг
Рынок ценных бумаг является сегодня одним из важнейших направлений развития экономики страны. На фоне мощного рынка государственных ценных бумаг рынок акций в Казахстане пока развит недостаточно. Одна из основных проблем рынка ценных бумаг – отсутствие акций в свободном обращении, несмотря на боль ...
Организация кредитных отношений ЧПУП «Эверест» с обслуживающим банком ЗАО
«МТБ»
Важной составной частью взаимоотношений ЧПУП «Эверест» с обслуживающим банком ЗАО «МТБ» является финансирование потребностей предприятия с помощью банковского кредитования.
ЧПУП «Эверест» представило в банк 7.10.2008г. письменное ходатайство, которое содержало просьбу предприятия на получение дол ...