Один из последних «трендов» на рынке потребительского кредитования - антиколлекторы.
Так называемые антиколлекторы - это юристы, специализирующиеся на защите интересов заемщиков перед банком или коллекторским агентством. Суть их деятельности – оптимизация задолженности, возникшей у заемщика перед банком. В отличие от коллекторов они не «собирают» долги, а помогают должникам минимизировать штрафы за просроченные кредиты.
Появление на рынке таких услуг – это следствие бурного роста рынка потребительского кредитования и, соответственно, увеличение числа не возвратов или просрочек по кредитам. По статистике, представленной Центром экономического анализа Интерфакса, в первом полугодии 2007 года объем просроченной задолженности вырос до 3,3% (в начале года было 2,7%). Эксперты-коллекторы, в свою очередь, называют цифры в 6-7%. В этих процентах, скажем так, и находятся потенциальные клиенты антиколлекторских агентств.
Однако, есть и еще одна причина возникновения услуг антиколлекторов – это политика банков в отношении должников. В целом она понятна – банку необходимо вернуть свои деньги и проценты. Вместе с тем мы знаем, что есть два вида должников. Первые - это кредитные мошенники, пользующиеся подложными документами и уклоняющиеся от возврата долгов. Вторые - так называемые «добросовестные» должники, которые в силу объективных обстоятельств не смогли вовремя погасить кредит. И если первые хорошо ориентируются в законодательстве и четко понимают свои права и обязанности, то вторые могут быть не так сильны в юридических тонкостях потребкредитования, и зачастую просто не знают, как решить проблемный вопрос. И в тоже время не обращаются в банк, боясь начисления штрафных санкций.
Вот и складывается такая ситуация, что добросовестные заемщики, задолжавшие кредитной организации, все чаще идут не в свой банк на переговоры для урегулирования проблемного вопроса, а к антиколлекторам.
Заемщик сам должен адекватно оценивать свои возможности при получении кредита и не доводить дело начисления штрафов и обращения к антиколлекторам.
Главным образом, антиколлекторы используют в своей деятельности статью 333 Гражданского кодекса РФ «Уменьшение неустойки». Эта статья не позволяет начислять чрезмерно большие проценты по штрафным санкциям за просрочку платежей.
Опасность заключается в том, что пробелы в законодательстве, позволяют им защищать интересы не только «добросовестных» должников, но и кредитных мошенников.
Факт возникновения антиколлекторов – это сигнал банкам, учиться строить отношения с клиентами на основе компромисса.
Статьи по теме:
Депозитные операции коммерческого банка
Депозитные операции - это операции из привлечение денежных средств на депозитные счета. Во время осуществления депозитной операции выполняются такие операции: открытия и регистрация депозитного счета, привлечения денежных средств на депозит, изъятия средств из депозита, начисления процентов по деп ...
Понятие
банковских рисков и основные принципы классификации
финансовых рисков в банковской сфере
Принятие рисков - основа банковского дела. Банки имеют успех тогда, когда принимаемые ими риски разумны, контролируемы и находятся в пределах их финансовых возможностей и компетенции.
Банки стремятся получить наибольшую прибыль. Но это стремление ограничивается возможностью понести убытки. Риск б ...
Основные понятия доходов и расходов коммерческого банка
Доход коммерческого банка зависит от нормы прибыли по ссудным и инвестиционным операциям, размера платы, взимаемой за оказанные услуги, а так же от величины и структуры активов. К доходам коммерческого банка относятся [13, с. 215]:
1. Проценты за кредит - по краткосрочным ссудам; по среднесрочным ...