При выборе места для прохождения производственной практики у меня не было вариантов для выбора. Давно хотела понаблюдать за работой Банка изнутри. Меня направили в «сектор кредитования частных физических лиц». Почему именно Сбербанк. Сбербанк один из развитых Банков не только г. Ульяновска, но и России в целом. В условиях усиления конкуренции Банк сохранил доминирующее положение на розничных рынках
за счет оптимизации продуктового ряда, проведения гибкой процентной политики.
Для обеспечения развития кредитных операций с населением в Банке создано Управление кредитования частных клиентов, внедрены новые продукты с более гибкими условиями кредитования. За период действия Концепции объем ссудной задолженности физических лиц вырос в 32 раза, его прирост стал сопоставимым с показателями прироста корпоративного ссудного портфеля, а доля розничных кредитов превысила 25% всех кредитов Банка.
Обеспечивая основу для развития долгосрочного кредитования, Банк сконцентрировал усилия на создании целевой структуры ресурсной базы и сформировал рынок долгосрочных вкладов. Ориентируясь на комплексное удовлетворение потребностей клиентов, Банк более чем в 5 раз увеличил объем эмиссии банковских карт, внедрил ряд связанных и инновационных продуктов - овердрафтные карты, систему «Мобильный банк», расширил функции банкоматов по перечислению средств и пополнению счетов, создал основы для расширения каналов продаж в будущем.
В целях совершенствования обслуживания юридических лиц
в Сбербанке России сформировано Управление корпоративных клиентов, заложены основы системы персональных менеджеров, создана системная база для работы с VIP-клиентами, внедрены современные технологии дистанционного обслуживания, для многофилиальных организаций - услуги по управлению счетами филиалов, расположенных в различных регионах Российской Федерации. Средства юридических лиц остаются одним из важнейших источников ресурсной базы Банка, их доля составляет порядка 25% привлеченных средств, что соответствует целевому ориентиру Концепции развития Сбербанка России до 2005 года.
В условиях стабилизации российской экономики Банк развивал кредитование корпоративных клиентов путем расширения продуктового ряда и углубления его специализации, диверсифицировал отраслевую структуру ссудного портфеля. В Банке созданы Управление кредитования машиностроения, Управление финансирования строительных проектов, повышенное внимание уделяется развитию проектного финансирования и инвестиционного кредитования, осуществляется не только кредитование проектов, но и комплексное финансирование деятельности клиента.
На фоне снижения доли предприятий топливно – энергетического комплекса в ссудном портфеле особое внимание уделялось кредитованию обрабатывающей промышленности и ее техническому перевооружению, увеличению доли задолженности отраслей, ориентированных на внутренний спрос, высокотехнологичных отраслей экономики. В Банке внедрены специальные кредитные продукты для отдельных клиентских групп - предприятий военно-технической и внешне - торговой сферы, строительных организаций, субъектов малого бизнеса, предоставляются займы в драгоценных металлах. В результате доля кредитов корпоративных клиентов превысила 50% активов – нетто Банка.
Объектом исследования является Поволжский банк Сбербанка России.
Филиальная сеть Сбербанка России является самой развитой среди всех российских банков.
По состоянию на 1 июля 2008 года филиальная сеть Банка состояла из 20 383 подразделений, включая 17 территориальных банков, 783 отделения, 19 583 внутренних структурных подразделения. Последние, в свою очередь, включали 9 034 дополнительных офиса, 10 487 операционных касс вне кассового узла и 56 передвижных пунктов кассовых операций. Кроме того, функционировало 30 отдельно стоящих обменных пунктов. Для реализации основной стратегической задачи Банка по увеличению доступности банковских услуг путем существенного увеличения точек банковского обслуживания в I-м полугодии 2008г. было открыто 88 новых подразделений Банка.
Поволжский банк Сбербанка России сегодня – крупнейший, динамично развивающийся банк региона. Филиальная сеть банка представлена широко разветвленной структурой, что позволяет сделать его услуги доступными практически для каждого жителя.
Поволжский банк, действующий с января 2001 года, функционирует на территории Самарской, Астраханской, Волгоградской, Оренбургской, Пензенской, Саратовской и Ульяновской областей. Территориально - это хребет страны, ее сердцевина, по которой проходит главная улица России - река Волга.
Названные области представляют собой промышленно развитые регионы, входящие в Южный федеральный округ (Астраханская и Волгоградская области) и Приволжский федеральный округ (остальные области).
Экономика этих семи областей представлена такими отраслями промышленности, как энергетика, машиностроение, металлообработка, топливная, химическая и нефтехимическая промышленность, военно-промышленный и агропромышленный комплексы. Практически все крупные предприятия региона обслуживаются в отделениях Сбербанка.
На финансовом рынке региона действует более 430 кредитных организаций и филиалов. Крупнейшим финансово-кредитным учреждением этого рынка является Поволжский банк Сбербанка России, причем по всем качественным и количественным характеристикам.
С помощью финансовых ресурсов банка в регионе осуществляются крупные инвестиционные и строительные проекты. К числу таковых можно отнести финансирование организации производства гранулята полиамида-6 и кордной ткани (ЗАО «КуйбышевАзот», г. Тольятти), финансирование увеличения мощности производства стали (ЗАО «Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь»», г. Волгоград), финансирование программы развития бройлерного птицеводства (ОАО «Птицефабрика «Васильевская»», г. Пенза), финансирование инвестиционной программы текстильного производства (ООО «Криста», г. Самара), финансирование затрат на строительство офисного комплекса класса А (ООО «Поволжский региональный центр» г. Самара) и многие другие проекты.
На региональном рынке кредитования физических лиц Поволжский банк сохраняет лидирующие позиции - его доля составляет свыше 30 процентов.
Общее число банковских карт, выпущенных Поволжским банком, на начало 2008 года превысило 2 миллиона 100 тысяч. За последнее время банк значительно расширил сеть устройств для обслуживания держателей пластиковых карт - сейчас это 953 пункта выдачи наличных, 1078 банкоматов, 3580 предприятий торговли и сервиса, принимающих к обслуживанию банковские карты. Поволжский банк по-прежнему уверенно удерживает долю (свыше 30 процентов) на региональном рынке банковских карт. Банк планирует и дальше развивать инфраструктуру для держателей банковских карт, в том числе за счет установки платежных киосков самообслуживания, банкоматов с функцией «Cash-in».
По величине филиальной сети (2934 учреждений) Поволжский банк считается самым крупным среди всех территориальных банков Сбербанка России. 85-летие отметят в 2008 году старейшие отделения Сбербанка в Поволжье: Самарское № 28, Сызранское № 113, Бугурусланское № 130.
Фирменное (полное официальное) наименование банка:
Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество)
Сокращенное наименование банка:
Сбербанк России ОАО
Генеральная лицензия Банка России на осуществление банковских операций № 1481 от 3 октября 2002 года
Основными документами, регулирующими деятельность Сбербанка России в соответствии с законодательством Российской Федерации, являются:
· Устав Банка, утвержденный годовым общим собранием акционеров 24 июня 2005 года (с изменениями);
· Кодекс корпоративного управления, утвержденный годовым общим собранием акционеров в июне 2005 года;
· Кодекс корпоративной этики сотрудника Сбербанка России.
Органами управления Банком являются:
· Общее собрание акционеров;
· Наблюдательный совет;
· коллегиальный исполнительный орган —Правление Банка;
· единоличный исполнительный орган — Президент. Председатель Правления Банка.
Сейчас число вкладчиков Сбербанка России, доверивших свои денежные средства крупнейшему банку страны, исчисляется сотнями тысяч. По итогам прошлого года доля Банка на рынке вкладов составила 51,4% — больше, чем доля всех остальных российских банков, вместе взятых.
А началось все в 1842 году, когда служащий Ссудной казны Николай Антонович Кристофари внес 10 рублей на свой счет в первой сберегательной кассе России и получил первую сберегательную книжку.
В настоящее время Сбербанк России продолжает совершенствовать свою филиальную сеть с целью улучшения условий обслуживания клиентов и увеличения объемов продаж банковских продуктов и услуг.
Банк осуществляет следующие операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытия и ведения банковских счетов физических и юридических лиц.
Основное назначение банка – посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Наряду с банками перемещение денежных средств на рынках осуществляется и другие финансовые и кредитно - финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но банки как субъекты финансового риска имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов.
Во – первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства( депозиты, вкладные свидетельства и пр.), а мобилизованные на этой основе средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, осуществляющих свою деятельность на финансовом рынке, не выпуская собственных долговых обязательств.
Во – вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами, например при помещении средств клиентов на счета и в вклады, при выпуске депозитных сертификатов и т.п. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, мобилизующих ресурсы на основе собственных акций. Фиксированные по сумме обязательства несут в себе наибольший риск для посредников (банков), поскольку должны быть оплачены в полной сумме независимо от рыночной конъюнктуры, в то время как инвестиционная компания (фонд) все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди своих акционеров.
Услуги банка
Для физических лиц
Кредитование:
· Кредиты предоставляются физическим лицам – гражданам Российской Федерации в возрасте от 18 лет при условии, что срок возврата кредита по договору наступает до 75 лет.
· Кредиты в сумме до 45 000 рублей (или эквивалента этой суммы в иностранной валюте) включительно, сроком до 1,5 лет, могут предоставляться без обеспечения.
· Минимальная сумма кредита - 15 000 рублей (или эквивалент этой суммы в иностранной валюте).
· Максимальный размер кредита для каждого заемщика определяется на основании оценки его платежеспособности и предоставленного обеспечения возврата кредита, а также с учетом его благонадежности.
· В качестве основного обеспечения Банк принимает:
o поручительства граждан Российской Федерации, имеющих постоянный источник дохода;
o поручительства юридических лиц;
o залог недвижимого имущества;
o залог незавершенного строительством недвижимого имущества;
o залог транспортных средств и иного имущества;
o залог мерных слитков драгоценных металлов с обязательным хранением закладываемого имущества в Банке;
o залог эмиссионных и неэмиссионных ценных бумаг;
Для юридических лиц
Расчетно-кассовое обслуживание
На 1 января 2005 г. количество клиентов - юридических лиц - 132 627
. На сегодняшний день стратегической целью банка является предоставление полного спектра банковских услуг максимально большому числу клиентов. Уникальное положение банка на финансовом рынке обуславливается имеющимися гарантиями государства (в лице Центрального Банка РФ), устойчивой клиентской базой, высокопрофессиональным коллективом, взвешенным и гибким подходом к обслуживаю всех клиентов.
Имеющийся собственный расчетный центр, современные средства связи и используемая система удаленного доступа к управлению счетами для юридических лиц "Клиент-Сбербанк" позволяют сделать Ваши расчеты максимально быстрыми и комфортными - все платежи клиентов осуществляются в течение одного банковского дня.
В учреждениях Сберегательного банка Вы получаете доступ ко всем возможным банковским услугам, предоставляемым на основе принципов точности, конфиденциальности и оперативности.
Поволжский банк СБ РФ для повышения качества обслуживания крупных клиентов предлагает услуги персональных менеджеров – консультантов: именно с их участием происходит "общение" клиента с Банком. Помимо решения технических вопросов обслуживания, основная функция консультанта - создание целостной, комфортной системы банковского обслуживания с целью предоставления клиенту возможности максимально сосредоточиться на своем бизнесе.
Основные функции консультантов:
· оказание консультационных услуг (в том числе и с выездом в офис) по всем вопросам, связанным с банковским обслуживанием бизнеса клиента;
· оценка и выяснение потребности клиента во взаимоотношениях со всеми структурами Сберегательного банка (расчетно-кассовое обслуживание, услуги по ценным бумагам, инкассации, кредитованию, депозитарные услуги, консультации по управлению личными средствами руководителей предприятий и т.п.);
· обеспечение контроля за движением денежных средств по счетам клиентов;
· помощь в установлении партнерских отношений с другими клиентами;
· оказание технической помощи клиенту в оформлении банковской документации и т.д.
Статьи по теме:
Структура ЦБ РФ и задачи его департаментов
Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В состав органов управления входят Национальный банковский совет, Председатель Банка России и Совет директоров.
Национальный банковский совет — коллегиальный орган Банка России. В его состав вхо ...
Анализ предоставления страховых услуг компанией ООО
"B&B INSURANCE"
Специфика страховых услуг, помимо того, что расставание с деньгами и потребление услуги разделены во времени, состоит в том, что страхователь может вообще не воспользоваться приобретенной услугой, если не произойдет никакого страхового случая.
Агентство предлагает на рынке полный спектр классичес ...
История пластиковых карт в России
Западные и российские банки, работающие с пластиковыми картами, идут по пути диверсификации, т.е. они выпускают и обслуживают карты международных, национальных и локальных систем.
Карты международных систем появились в СССР еще в 1969 году. Но это были карты, эмитированные зарубежными компаниями ...