Источник – собственная разработка. Таблица составлена на основании изучения экономической литературы [27, с.46].
Кредитный риск оценивается на уровне отдельного заемщика на основе специального анализа его кредитоспособности. При этом обобщающей оценкой вероятности реализации риска выступает кредитный рейтинг заемщика, который рассматривается в качестве индикатора вероятности дефолта.
Проблемы определения кредитоспособности заемщика достаточно глубоко изучены и широко освещены в экономической литературе. При этом экономисты приводят во многом схожие оценки. Так, в общем случае под кредитоспособностью заемщика понимается наличие предпосылок для получения кредита и способности возвратить его. К числу необходимых факторов для признания заемщика кредитоспособным относят:
· правоспособность;
· готовность погашать задолженность;
· наличие обеспечения возврата ссуды;
· способность заемщика получать доход.
Лаврушиным О.И. предлагается следующая последовательность анализа кредитной заявки заемщика. Во-первых, необходимо оценить характер клиента и искренность его намерений, а также выяснить “чувство ответственности при использовании банковского кредита” и “придерживался ли клиент условий кредитного договора”. Для этого проводится собеседование представителя заемщика с кредитным сотрудником банка, анализируется кредитная история заемщика. Также проверяются полномочия лица ведущего переговоры с банком на предмет наличия полномочий относительно проведения с банком переговоров о кредитовании. Во - вторых, анализируется финансовая отчетность предприятия - заемщика с целью определить, располагает ли заемщик достаточным для погашения кредита потоком наличности и активами. Третьим этапом следует проверка имущества или других активов заемщика, предоставляемых в качестве обеспечения, для того, чтобы убедиться, что банк не встретит препятствий в процессе реализации права банка на обеспечение в случае невыполнения заемщиком условий кредитного договора. Необходимым условием принятия положительного решения о кредитовании является последовательное прохождения всех указанных этапов проверки кредитоспособности заемщика.
Инструменты снижения степени кредитного риска, обусловленного внешними факторами, применяемые в банковской практике, достаточно разнообразны. Все используемые инструменты можно разделить на две группы. Применение инструментов, входящих в первую группу, позволяет снизить вероятность реализации кредитного риска. Инструменты, составляющие вторую группу, обеспечивают снижение масштаба потерь при реализации кредитного риска.
К числу инструментов, обеспечивающих уменьшение вероятности реализации риска относятся: отказ от выдачи кредитов с высокой степенью риска; реализация в рамках кредитных отношений с заемщиком мер, обеспечивающих повышение степени готовности заемщика выполнять обязательства по кредитному соглашению; реализация в рамках кредитных отношений с заемщиком мер, обеспечивающих повышение финансовых возможностей заемщика; снижение срока кредитования; повышение информированности банка о готовности и возможности заемщика выполнять условия кредитного соглашения. К числу способов, обеспечивающих снижение размера потерь при проявлении кредитного риска относятся: передача риска (страхование, хеджирование); создание резервов; диверсификация; распределение риска; использование обеспечения; использование процентной ставки; предоставление дисконтных кредитов; поэтапное кредитование.
К числу способов, использование которых обеспечивает повышение возможностей заемщика по выполнению условий кредитного соглашения, относится совместная деятельность банка и заемщика, направленная на организацию предварительной подготовки заемщика к освоению кредитных ресурсов. Подобная предварительная подготовка обеспечивает рост возможностей заемщика по эффективному использованию кредитных ресурсов, а следовательно и снижение уровня кредитного риска.
Статьи по теме:
Инвестиции как объект
страхования
Понятие страхования инвестиций включает в себя страхование политических рисков инвестора; финансовых рисков; строительно-монтажных рисков; объектов недвижимости; риска неисполнения договорных обязательств (предпринимательский риск). [8, c.63]
Выбор конкретных страховых рисков, подлежащих страхова ...
Основные направления улучшения маркетинговой
деятельности банка
Основной задачей улучшения маркетинговой деятельности «Татфондбанк» является организация отдела маркетинга в банке.
Задачами отдела маркетинга в ОАО «Татфондбанк» являются:
- Разработка краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной стратегии маркетинга и ориентация работников на выполнение требова ...
Последствия введения ОС ОПО
1. Рост уровня промышленной безопасности: не ранее 2014 года
Обязательное страхование ответственности владельцев опасных объектов задумывалось как рыночный инструмент повышения уровня промышленной безопасности. Для этого были предусмотрены следующие механизмы:
• Поправочные коэффициенты к тарифа ...