Проблема упорядочения льготных пенсий должна решаться постепенно, причем с сохранением ранее приобретенных прав. Пути ее решения могут быть самыми разными. Практически нет разногласий в том, что пенсионное обеспечение работников с особыми условиями труда необходимо поэтапно перенести в отраслевые или профессиональные пенсионные системы, которые заменят общую систему государственного пенсионного страхования в период до достижения работниками общего пенсионного возраста. Введение отраслевого (профессионального) досрочного пенсионного обеспечения (по результатам аттестации рабочих мест) целесообразно для работников отдельных отраслей (профессий). Финансирование выплаты таких досрочных пенсий предлагается осуществлять за счет собственных средств отраслевых пенсионных фондов, аккумулирующих страховые взносы нанимателей на досрочные пенсии.
Государственное досрочное пенсионное обеспечение рационально сохранить только за теми работниками, которые заняты в сфере деятельности, где опасные уровни профессиональных рисков не могут быть устранены техническими средствами, по результатам аттестации рабочих мест. Выплату таких пенсий представляется целесообразным осуществлять из средств Фонда социальной защиты населения за счет обязательных текущих страховых взносов нанимателей, компенсирующих (в перспективе - в полном объеме посредством дифференциации страховых взносов) расходы на выплату указанных пенсий.
Формирование, законодательное закрепление и реализация схемы выведения из общей пенсионной системы досрочных профессиональных пенсий требует тщательной проработки и времени, привлечения специалистов различных областей знаний, и в первую очередь в области банковской деятельности, финансов, инвестиций, страхования, налогообложения и т.д.
Необходимо изменить подходы к вопросам выплаты пенсий в период работы (сегодня это касается почти 16% пенсионеров). До недавнего времени действовал порядок, при котором работающим Учитывая сложность и неоднозначность этого вопроса, объективно оправданной представляется выплата пенсии при относительно невысоком доходе работающего пенсионера.
Концепцией реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь определена необходимость очертить круг лиц, имеющих право на трудовую (страховую) пенсию. Размер трудовой пенсии должен напрямую зависеть от страхового стажа и объема уплаченных пенсионной системе страховых взносов. При этом, на наш взгляд, не должно применяться льготное исчисление стажа. Льготы по стажу должны быть заменены другими, более действенными мерами (повышенная оплата труда, налоговые льготы и т.п.). Необходимо пересмотреть подходы к включению в стаж периодов, не связанных с уплатой страховых взносов (учеба, уход за детьми, срочная военная служба, время безработицы и др.). Такие периоды могут включаться в стаж для назначения трудовой (страховой) пенсии, однако их финансирование, как отмечается в Концепции, должно осуществляться не за счет взносов, уплаченных всеми застрахованными, а за счет других источников (государственного бюджета, соответствующих фондов страхования страховых рисков).
Создаваемая система государственного пенсионного страхования должна обеспечить получателям пенсий уровень жизни, как можно более близкий к тому, который они имели в период трудовой деятельности, и тем самым предотвратить бедность среди пенсионеров. Без достижения этой главной цели проведение реформы не имеет смысла.
Одним из путей совершенствования системы пенсионного страхования является переход к системе, которая бы включала накопительный частный компонент с установленными взносами и не была бы на 100% распределительной государственной системой с установленными выплатами. Такая система предполагает создание трех уровней:
обязательный государственный уровень, который обеспечивает перераспределение;
обязательный частный накопительный уровень, обеспечивающий сбережения;
добровольный уровень для тех, кто заинтересован в большей защите, чем могут дать два этих уровня.
Первый уровень похож на государственные пенсионные схемы, акцент в нем делается на перераспределение прежде всего в пользу тех, у кого доход в течение жизни был низок. На втором уровне размер выплат актуарным образом связан с суммой средств, накопленных за счет уплачиваемых в течение трудовой деятельности взносов и доходов от инвестирования накоплений. Он является полностью накопительным и находится в частном конкурентном управлении. Третий уровень - это добровольные сбережения. Он предоставляет дополнительную пенсию тем, кто хочет больше потреблять в старости.
Статьи по теме:
Денежно-кредитная политика Европейского ЦБ в период
глобального финансового кризиса
В ходе кризиса прослеживаются три основных периода, в рамках которых происходила адаптация денежно-кредитной политики ведущих центральных банков к меняющейся ситуации в экономике и финансовом секторе:
Во второй половине 2007 г. центральные банки столкнулись с неприятной комбинацией системного фин ...
Внутренняя среда страхового рынка
Кратко охарактеризуем элементы внутренней среды страхового рынка.
Товаром, предлагаемым на страховом рынке, является страховая услуга. Страховая услуга может быть предоставлена на основе договора (в добровольном страховании) или на основе закона (в обязательном страховании). В тех случаях, когда ...
Проблемы, связанные с рисками
Многие из крупнейших компаний не только России, но и мира понесли в последнее десятилетие значительные потери рыночной стоимости. Эти потери зачастую являлись результатом неспособности предвидеть, хеджировать и управлять различными рисками. В стремительно меняющихся экономических и правовых услови ...