Результаты проведённого в начале 2009 года в городе Якутске исследования позволили сделать следующие выводы относительно различий в социально-демографической структуре клиентов и "не-клиентов" банков. Было опрошено 200 респондентов путем анкетирования (приложение 11).
Реальная клиентура банков отличается гендерным преимуществом в пользу женщин с высшим образованием, в возрасте 20-30 и 40-50 лет (то есть молодёжь и люди активного трудоспособного возраста); каждый второй клиент – бездетен, каждый третий – имеет 1 ребёнка (малая семья) (приложение 12).
Группа "не-клиентов" банков гендерно симметрична (состоит в равной мере из мужчин и женщин) в возрасте до 30 лет, из которых 3/4 не женаты (не замужем) и в большинстве случаев - бездетны. Более половины из них имеют среднее специальное и неоконченное высшее образование. Иначе говоря, группа преимущественно молодёжная.
В группе реальной клиентуры банков можно выделить подгруппы с различными моделями экономического поведения на рынке финансовых услуг: вкладчики, заёмщики, пользователи пластиковых карт, инвесторы.
Так, наиболее активным вкладчиком на сегодняшний день является женщина с высшим образованием в возрасте от 30 до 60 лет, состоящая в браке и имеющая одного ребёнка. Основные предпочтения во вкладах отдаются сберегателями рублёвым вкладам до востребования или в пределах 1 года, отданным на хранение Сбербанку России (приложение 13).
Наиболее активным заёмщиком, по результатам проведённого опроса, является мужчина с высшим образованием, в возрасте 30-40 лет, состоящий в браке и имеющий одного или нескольких детей. Независимо от социально-демографических характеристик, заёмщики наиболее активно используют потребительский кредит и кредит на неотложные нужды, обращаясь за ними чаще всего не в Сбербанк, а в другие российские банки (АТБ, ВЭБ, ВТБ).
Пользователи пластиковых карт, предлагаемых банками, являются особой группой, инициативно обратившейся к использованию карт. Она является одновременно и наиболее инициативной группой в процессе применения карт. В гендерном плане эта группа состоит преимущественно из мужчин с высшим образованием в возрасте старше 30 лет, бездетных или имеющих одного ребёнка. Группа слабой активности представлена женщинами без высшего образования, преимущественно от 20 до 30 лет. Чаще всего в пользовании находятся дебетовые карты, привязанные к рублю и корпоративные зарплатные карты.
Группа наиболее активных инвесторов по своей структуре представляет как мужчин, так и женщин в возрасте 30-50 лет, с высшим образованием, состоящих в браке и имеющих детей (вклады в ценные бумаги).
Интересно отметить, что если в составе реальной группы банковских клиентов неработающих менее 15%, то среди "не-клиентов" – четверть. Среди клиентов банков больше людей с высшим техническим и гуманитарным образованием, занятых в сферах финансов, медицины, управления и продаж. Люди, не являющиеся банковскими клиентами, чаще всего работают в сфере культуры, искусства, услуг и юриспруденции.
Структура респондентов по должностному уровню примерно одинакова как среди реальных клиентов, так и в группе "не-клиентов" банков. Заметное влияние на формирование экономического поведения клиента банка оказывает его должностной статус: все без исключения руководители высшего звена являются пользователями банковских услуг. Структура двух групп по уровню обеспеченности принципиальных различий не имеет, но отличается уровнем потребления: среди клиентов банков доля тех, кто может себе позволить только текущие расходы из совокупного дохода, составляет 23%; в то время как среди лиц, не являющихся клиентами банков, таких 41% опрошенных. Каждый четвёртый реальный банковский клиент может позволить себе текущие расходы, покупку одежды и крупной бытовой техники, а в группе "не-клиентов" банков подобные траты позволительны только десятой доле респондентов.
Статьи по теме:
Перспективные направления развития кредитной деятельности отечественных
коммерческих банков
Нестабильность политической ситуации в стране может сдерживать кредитные вложения банков, способствовать оттоку капитала за границу. Экономические условия оказываются решающими для развития кредитных операций. В период кризиса производства спрос на кредит, как платёжное средство, возрастает, однов ...
Совершенствование организации оценки платежеспособности заёмщика в коммерческом
банке
В целом, оценка кредитоспособности заемщика по методике ЗАО «Русь – Банк» дает четкие результаты, кредитоспособность оценивается качественно, методика отвечает современным требованиям. Основными достоинствами данной методики является оценка «кредитной истории», анализа рынка, на, котором действует ...
Бюро кредитных историй
Центральный каталог кредитных историй создан для сбора, хранения и представления субъектам кредитных историй и пользователям кредитных историй информации о бюро кредитных историй, в котором (которых) сформированы кредитные истории субъектов кредитных историй. Кроме того, Центральный каталог кредит ...