В группу реальных вкладчиков чаще входят работающие люди, причём занятые как на государственных, так и на коммерческих предприятиях, а также пенсионеры (получение пенсий оформляется через сберкнижку). Среди наёмных работников, как наиболее многочисленной группы вкладчиков после пенсионеров, особо следует отметить представителей таких профессиональных сфер деятельности, как административная деятельность, медицина, сфера услуг, инженерия, финансы. Наименее активны во вкладах программисты и юристы.
Результаты опроса выявили зависимость активности вкладчиков от уровня их обеспеченности
Представители клиентской группы "заёмщиков" (приложение 14) чаще представлены жителями г. Якутска, реже – жителями северных улусов республики. Существенное влияние на формирование кредитного поведения оказывает трудовая занятость: 22% работающих клиентов пользуются кредитами против 6% тех, кто работы не имеет: студенты, домохозяйки и пенсионеры. Причём чаще могут себе позволить кредиты клиенты, занятые на коммерческих предприятиях в сферах продаж, строительства, финансов и медицины.
Анализ кредитного поведения банковской клиентуры показал, что должностной статус и уровень зарплаты оказывают существенное влияние на его активность. Кредиты, как правило, не могут себе позволить те, кто действительно в них нуждается ввиду низкого уровня зарплаты. Результаты исследования показали, что активное кредитное поведение (то есть регулярное пользование кредитами и обращение за ними) характерно лишь для десятой части низкообеспеченных клиентов и четверти живущих на среднем уровне.
Независимо от принадлежности социальной группе в составе клиентуры заёмщики наиболее активно пользуются потребительским кредитом и кредитом на неотложные нужды, обращаясь за ними чаще всего не в Сбербанк, а в другие филиалы российских коммерческих банков (АТБ, ВТБ, Восточный экспресс банк). В целом, как подтвердил анализ, клиентура, идентифицирующая себя со средним классом, является наиболее активной частью реальных заёмщиков.
Нужно отметить, что большинство заёмщиков признают, что смогли повысить качество жизни и реализовать свои планы именно с помощью кредитов. Клиенты, имеющие экономическое образование, в отличие от остальных, в своём подавляющем большинстве считают, что с помощью банковского кредита они смогли также повысить свой социальный статус.
При оценке результатов перемен, произошедших за последние 15 лет в российской банковской системе, банковские клиенты в два раза чаще, чем "не-клиенты", демонстрируют в целом позитивное отношение.
Принципиально важным показателем является уровень информированности населения о деятельности банковских институтов, о возможностях банков в обеспечении безопасности отданных населением на хранение сбережений. Так, по результатам опроса 36% респондентов считают, что в настоящее время на территории России действует более 900 банков. По мнению большинства (64%), количество действующих банков в нашей стране меньше 900. На деле же в России по состоянию на 01.01.2009г. 1108 [36, c.85] банковских организаций. В ответ на предложение назвать 5 любых известных респонденту российских банков, кроме Сбербанка, 50% опрошенных отметили АТБ, Восточный экспресс банк, Уралсиб, Алазэргиэнбанк и Русский стандарт банк (в большинстве в указанной последовательности). А оставшаяся часть респондентов чаще всего могла назвать только 2-3 банка. В то же время отношение россиян к банковской системе за последние 15 лет радикально изменилось, причём в худшую сторону. Так, если до перестройки абсолютное большинство клиентов (82%) были полностью уверены в сохранности своих сбережений в банках, то в настоящее время такая уверенность проявляется в 8 раз реже (11%).
Статьи по теме:
Становление и развитие
банковского дела
В обиходном представлении советских людей банк выглядел отчужденным от них государственным денежным учреждением. Единственные близкие сердцу и карману человека банки назывались ранее сберегательными кассами и в сознании рядового человека не ассоциировались с понятием «банк».
В историческом плане ...
Анализ комиссионного дохода от предоставления банковских
услуг ЗАО КБ "КЕДР"
Согласно положения ЗАО КБ "КЕДР" осуществляет банковскую деятельность на территории Красноярского края. ЗАО КБ "КЕДР" может выполнять следующие банковские операции и услуги: прием и выдачу вкладов; проведение операций с иностранной валютой; долгосрочное и краткосрочное кредитов ...
Мониторинг
предприятий отдельных отраслей экономики РБ: спрос на банковские услуги
Глобальный финансовый кризис стал причиной перераспределения сил во многих областях экономики. Известный факт, что финансовый кризис нанес сильный урон банковскому сектору. В этой сфере произошли значительные изменения, которые коснулись отношения клиентов к тому или иному банку. Насколько значите ...