Все предприятия и организации, получающие денежную выручку, непременно должны прибегать к услугам банков для осуществления расчетов и хранения свободных денежных средств.
Поскольку коммерческие банки создаются и функционируют в форме акционерных обществ, их деятельность возможна только при условии получения собственной прибыли. Таким образом, взаимоотношения предприятий и банков строятся с учетом взаимных интересов и должны приносить пользу обеим сторонам.
Важной особенностью этих отношений является их договорной характер. Инициатива заключения договоров исходит от предприятия, которое самостоятельно выбирает банк для своего расчетно-кассового и кредитного обслуживания.
Безналичный платежный оборот предприятия характерен тем, что полностью проходит через кредитные организации, так как осуществление любой фирмой своей основополагающей финансовой функции – обслуживание платежей и расчетов – невозможно без банков. Даже элементарные финансовые трансакции по осуществлению движения наличных денег, принадлежащих фирме, невозможны без их инкассации – сдачи наличности в обслуживающий фирму банк.
В системе работы предприятия с банками рассматривают следующие проблемные области [1, с. 291]:
1. Установление критериев, по которым выбирается банк.
2. Постоянный мониторинг состояния банка, с целью обнаружения возможных негативных аспектов его деятельности, например, снижение ликвидности.
3. Уменьшение расходов на банковское обслуживание.
4. Проведение периодической сверки банковских счетов.
5. Получение кредитной линии и ее поддержание.
6. Периодическое размещение временно свободных денежных средств на срочные банковские депозиты.
Основные банковские услуги, которые необходимы предпринимательской фирме в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности, можно свести к следующим [2]:
1. Обеспечение безналичных расчетов предприятия путем зачисления на его расчетный счет в банке поступающих денежных средств (в основном в виде выручки от реализации продукции) и платежей предприятия другим фирмам (в основном в виде оплаты приобретаемых товаров и услуг) и организациям (в основном в виде платежей в бюджет и всевозможные фонды).
Качество работы банка по этим операциям оценивается по скорости обработки платежных документов предприятия и зачисления поступающих ему денег на его расчетный счет.
2. Обеспечение удобного способа выплаты заработной платы работникам фирмы. Возможны два основных способа выплаты:
– путем получения наличных денег в кассе банка и последующей их выплаты работникам через кассу предприятия;
– путем безналичного перечисления заработной платы работников на их лицевые счета в банке.
Конечно, для предпринимательской фирмы оптимальным является второй вариант, так как он экономит время управленческого персонала и сокращает риск потери денег. Особенно удобна такая форма оплаты труда, если банк, который обслуживает фирму, имеет подразделение для работы с физическими лицами и не требует поэтому дополнительной оплаты услуг по перечислению денег с расчетного счета фирмы на лицевые счета работников.
3. Обеспечение выдачи наличных средств (на зарплату, хозяйственные расходы, командировки).
Для расчетного обслуживания предприятие заключает с банком договор банковского счета, что является необходимым для организации безналичных расчетов. В соответствии с договором банк открывает предприятию как клиенту расчетный и другие счета, зачисляет на них денежные средства, поступающие как от предприятия, так и предприятию, списывает со счета предприятия по его поручению суммы на счета поставщиков, кредиторов, соответствующих бюджетных и внебюджетных фондов. Кроме этого, банк обязуется принимать от предприятия-клиента и выдавать ему или по его поручению наличные деньги, выплачивать проценты за хранение денег на счетах.
Усложнение схемы денежных потоков и расширение сферы финансовых отношений порождает у предприятия потребность в других разнообразных банковских услугах. Эффективно управлять финансами предприятий невозможно без привлечения банковского кредита. Появление новых финансовых инструментов, глобализация рынков, усиление конкуренции и другие факторы реальной среды, в которой действуют современные предприятия, повышают значение финансового консультирования, которое становится наиболее динамично развивающейся сферой банковской деятельности. Иными словами, в современных условиях банки превращаются для предприятий в партнеров по бизнесу. Успех партнерских отношений зависит, однако, от того, насколько правильно предприятие выбрало «свой банк». От выбора банка зависит не только успех текущего делового сотрудничества с ним, но и сохранность доверенных ему денежных средств и ценностей.
Статьи по теме:
Перспективные направления развития кредитной деятельности отечественных
коммерческих банков
Нестабильность политической ситуации в стране может сдерживать кредитные вложения банков, способствовать оттоку капитала за границу. Экономические условия оказываются решающими для развития кредитных операций. В период кризиса производства спрос на кредит, как платёжное средство, возрастает, однов ...
Виды банковских счетов и счетов по вкладам
Для понимания сущности и значения договора банковского счета для современного гражданского оборота необходимо рассмотреть разновидности счетов, открываемых в соответствии с действующим законодательством и подзаконными актами.
Банки открывают в валюте Российской Федерации и иностранных валютах сле ...
Понятие кредита. Принципы кредитования
Кредит происходит от латинского «сrеditum» (ссуда, долг) и «сredeге» (доверие, верить) и означает предоставление денег или товаров в долг на определенный срок на условиях возвратности и, как правило, с уплатой процентов. Кредит предлагается понимать на двух уровнях — как определенную денежную сумм ...