Согласно белорусскому законодательству все юридические лица обязаны не просто иметь счет в банке, но и осуществлять через него все свои расчеты и платежи.
На сегодняшний день в банковской практике используется целый комплекс счетов.
Прежде всего, текущие (расчетные) счета.
Открытие счета в банке – одно из обязательных условий регистрации и дальнейшего функционирования юридического лица. Исключение составляет лишь определенная категория индивидуальных предпринимателей, которые могут не открывать текущий счет, а для расчетов использовать, например, депозитные счета «до востребования».
Текущие счета открываются предприятиям и предпринимателям для зачисления поступающих в их адрес средств и осуществления расчетных операций.
Все условия открытия и функционирования расчетного счета фиксируются в заключаемом между банком и клиентом договоре текущего (расчетного) банковского счета [8]. Наиболее значимые условия такого договора:
– порядок и размер начисляемых банком процентов на остаток средств на счете;
– взимаемая с клиента плата – комиссионные – за проведение банком расчётных операций и выдачу со счёта наличных средств.
Предприятиям и предпринимателям помимо расчетного счета в белорусских рублях могут открываться текущие счета в иностранной валюте. Они, прежде всего, необходимы тем предприятиям, которые активно сотрудничают с зарубежными партнерами и ведут расчеты в иностранной валюте.
Разновидностью текущего счета является субсчёт, который открывается нехозрасчетным (не имеющим самостоятельного баланса) подразделениям, находящимся в населенных пунктах отдельно от головного предприятия, например, магазинам одной фирменной сети. Субсчета преимущественно используются для зачисления выручки и осуществления безналичных расчётов и могут быть открыты только в национальной денежной единице.
Еще одной разновидностью банковского счета являются временные счета.
Именно с них и начинается «жизнь» юридического лица: например, временные счета открываются строящемуся предприятию на срок до полного пуска предприятия в эксплуатацию. Также они используются для формирования уставного фонда создаваемых акционерных обществ, обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, для зачисления на них средств инвесторов. После формирования уставного капитала и государственной регистрации временный счет закрывается и на смену ему открывается текущий (расчетный) счет.
Благотворительные счета – это целевые счета, открываемые в банке для сбора, хранения и использования денежных средств, поступающих в виде безвозмездной помощи или пожертвований. Целями такого сбора средств может быть проведение благотворительных акций, строительство объектов общественного назначения, ремонт и реконструкция зданий, представляющих историческую ценность, проведение экологических мероприятий и т.д.
Для расчетов с использованием банковских пластиковых карточек юридическому лицу могут открываться карт-счета. Использование корпоративных карт облегчает выдачу сотрудникам средств на командировочные и хозяйственные расходы; избавляет от необходимости задействовать наличные денежные средства. К корпоративному карт-счету, как правило, может выпускаться неограниченное число карточек, при этом баланс по счету может подводиться как в общем, так и в разрезе каждой карты. Все это, а также регулярные выписки по счету помогают юридическому лицу эффективнее контролировать и анализировать расходование сотрудниками корпоративных средств [9].
Статьи по теме:
Политика и методика инкассации
Общая инкассационная политика фирмы - комбинация методов инкассации, которые она применяет. Это, в частности, письма, телефонные разговоры, личные визиты и юридические действия. Одна из главных переменных политики - это количество задействованных методов инкассации. Чем больше относительное количе ...
Стратегия управления активами
Банки не всегда рассматривали свои активы и пассивы в неразрывном единстве. До 60-х годов прошлого века банкиры большей частью воспринимали источники фондов – обязательства и собственный капитал. Согласно такому подходу к управлению активами предполагалось, что величина и виды хранимых банком депо ...
Система управления банковскими рисками
Система управления банковскими рисками — это совокупность приемов (способов и методов) работы персонала банка, позволяющих обеспечить положительный финансовый результат при наличии неопределенности в условиях деятельности, прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к исключению ...