Социальная защита населения основная категория и сущность

Материалы » Страховые взносы в Фонд социальной защиты населения: сущность, порядок исчисления и уплаты, пути совершенствования » Социальная защита населения основная категория и сущность

Страница 1

В Беларуси система социального страхования в современном его понимании существует сравнительно недавно. До 1921 года в республике существовала система социального обеспечения, финансируемая, главным образом, из государственного казначейства.

В начале 1922 года Советом Народных Комиссаров Беларуси было принято постановление «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом на кооперативных, концессионных, арендных и частных предприятиях, учреждениях и хозяйствах» и в составе Наркомата социального обеспечения БССР было создано управление социального страхования. С 7 июня 1922 года управление социального страхования было переведено на самоокупаемость.

В 1933 году социальное страхование передано в ведение профсоюзов. Им были переданы все средства социального страхования, санатории, дома отдыха и другие учреждения. Непосредственное руководство осуществлялось отраслевыми, а также территориальными межсоюзными организациями. Тарифы страховых взносов утверждались дифференцированно по отраслевым профсоюзам. При профсоюзных комитетах работали комиссии по социальному страхованию и комиссии по пенсионным вопросам.

Провозглашенная в конце 80-х годов в бывшем СССР перестройка вызвала изменения в организации и финансировании социального страхования. Были приняты Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 15 августа 1990 года №818 «Об организации пенсионного Фонда СССР» и №827 «О совершенствовании порядка финансирования расходов на социальное страхование и социальное обеспечение». В соответствии с этим Советом Министров Белорусской ССР и Федерацией профсоюзов Белоруссии принято Постановление от 20 декабря 1990 года №327 «Об образовании Фонда социального страхования Белорусской ССР». В 1991 году Советом Министров Республики Беларусь принято Постановление от 20 декабря 1991 года №481 «Об организации Пенсионного Фонда Республики Беларусь». Состав Правления Пенсионного Фонда утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 мая 1992 года №278. Эти документы фактически положили начало внедрению страховых принципов в пенсионную систему республики [2, с.99].

В целях совершенствования системы финансирования государственного социального страхования, постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 10.06.1993 на базе Пенсионного фонда Республики Беларусь и Фонда социального страхования (последний находился в структуре Совета Федерации профсоюзов Беларуси) был образован Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь. Он функционирует с 1 июля 1993г. и является органом государственного управления финансами социального страхования и структурным элементом Министерства социальной защиты населения [1, с.140].

Указом Президента Республики Беларусь от 23.09.1994 № 122 Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь был реорганизован путем его присоединения к Министерству социальной защиты Республики Беларусь с правом юридического лица.

Указом от 24.09.2001 № 516 Фонд преобразован в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь [2, с.99-100].

В своей деятельности Фонд социальной защиты населения опирается на Закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования», вступивший в силу с 01.04.1995г [3, с.216-217].

Для обеспечения деятельности фонда создается центральный аппарат, а также аппараты местных органов фонда - областные (Минское городское) управления, городские, районные и районные в городах отделы Фонда. В структуру Фонда входят: центральный аппарат; 6 областных и Минское городское управления; 153 городских, районных и районных в городах отделов.

Фонд, областные (Минское городское) управления фонда являются юридическими лицами, имеют счета в банках, в том числе валютные, а также печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием. Право юридического лица может придаваться городским, районным в городах отделам фонда.

Источник – собственная разработка. Рисунок составлен на основе изучения экономической литературы.

Наличие системы социальной зашиты населения характерно практически для всех стран. Необходимость в ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, исключающих возможность создания его трудом условий, обеспечивающих ему основные жизненные потребности.

Значение и уровень системы социальной защиты населения предопределены факторами личного характера, системными изменениями экономико-политического плана, природно-географическими и культурно-историческими особенностями государств. В период обострения экономических проблем и социальной напряженности необходимость ее расширения и совершенствования становится наиболее значимой и актуальной.

Сущность социальной защиты населения заключается в системе мер направляемых на улучшение статуса экономически и социально не защищенных граждан и ориентированных на соблюдение принципа равноправия. Важнейшим приоритетом системы является поддержка в первую очередь нетрудоспособных граждан за счет формирования и использования специальных денежных фондов.

Страницы: 1 2

Статьи по теме:

Страхование профессиональной ответственности
Страхование профессиональной ответственности объединяет виды страхования имущественных интересов различных категорий лиц, которые при осуществлении профессиональной деятельности могут нанести ущерб третьим лицам. Объектом страхования здесь являются имущественные интересы страхователя (например, ча ...

Содержание социального страхования, его принципы
Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них ...

Негативные сценарии введения ОС ОПО
Вероятность и последствия реализации перечисленных выше рисков существенно различаются. "Эксперт РА" выделяет следующие негативные сценарии введения ОС ОПО. Сценарий №1 Условие: правила ОС ОПО приняты Правительством позднее середины октября 2011 года. Следствие: страховые компании не ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bankratio.ru