Наличие системы социальной защиты населения характерно практически для всех стран. Необходимость в ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, исключающих возможность создания его трудом условий, обеспечивающих ему основные жизненные потребности.
Значение и уровень системы социальной защиты населения предопределены факторами личного характера, системными изменениями экономико-политического плана, природно-географическими и культурно-историческими особенностями государств. В период обострения экономических проблем и социальной напряженности необходимость ее расширения и совершенствования становится наиболее значимой и актуальной. Сущность социальной защиты населения заключается в системе мер, направляемых на улучшение статуса экономически и социально не защищенных граждан и ориентированных на соблюдение принципа равноправия. Важнейшим приоритетом системы является поддержка в первую очередь нетрудоспособных граждан за счет формирования и использования специальных денежных фондов.
Социальная защита населения осуществляется из специализированных государственных и негосударственных фондов, количество и назначение которых в каждом государстве соответствует уровню его экономического развития, а также классификации самой социальной защиты.
В Республике Беларусь этот процесс осуществляется за счет средств государственных целевых бюджетных фондов: Фонда социальной защиты населения, государственного фонда содействия занятости, а также страховых компаний, занимающихся страхованием жизни от несчастных случаев.
Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь относится к государственным внебюджетным страховым фондам и является органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре Министерства труда и социальной защиты.
Денежные средства Фонда являются республиканской собственностью, не входят в состав бюджета Республики Беларусь, не подлежат изъятию, хранятся на счетах Фонда в банках. Имущество закрепляется за Фондом на праве оперативного управления.
На сегодняшний день система социального страхования Республики Беларуси переживает не лучшие времена. В наиболее сложном положении находится главная ее составляющая - пенсионная система. Она унаследовала многие недостатки пенсионной системы бывшего Советского Союза. В то время через пенсионное обеспечение нередко решались несвойственные ему задачи путем установления различных льгот и привилегий.11
Рыночная система хозяйствования предполагает воздействие на социальные отношения различных видов риска. Эти риски прямо или косвенно отражаются на уровне доходов хозяйствующих субъектов.
Источники социальных рисков разделяют на абсолютные и относительные.
К абсолютным относятся те риски, которые при любой направленности их динамики однозначно влияют на уровень защищенности трудящихся (безработица, инфляция, военные конфликты, экологические проблемы и др.).
Относительные риски включают такие источники, которые только при ухудшении их динамики становятся источниками незащищенности (несправедливое распределение доходов, снижение уровня потребления, сокращение объема и снижение качества социальных услуг, падения уровня социального обеспечения и социальной помощи, обострения жилищной проблемы и др.).
Политика социальной защиты состоит в нейтрализации источников социальной защищенности. Это – система мер государства, направленных на защиту населения от социальных рисков.
Таким образом, данная курсовая работа посвящена развитию социальной защиты населения в Республике Беларусь.
Также актуальность данной темы обусловлена чрезвычайной актуальностью социальной защиты, особенно в условиях до конца не преодоленного мирового финансового кризиса. 1 1111Целью курсовой является изучения механизма функционирования социальной защиты. 1111 1111Предметом исследования является социальная защита как экономическая категория. 1111Объектом исследования выступают отношения в экономике, возникающие по поводу организации и функционирования механизма социальной защиты. 1111В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: 1111-рассмотреть сущность и значения социальной защиты населения; 1111-изучение роли Фонда социальной защиты населения в формировании консолидированного бюджета;
-рассмотрение порядка образования и формирования средств Фонда социальной Защиты населения.
- изложение путей реформирования системы государственного социального страхования
Тема данного исследования хорошо разработана на страницах печати. При написании работы широко использовались труды экономистов, исследовавших теоретические и практические аспекты функционирования механизма социальной защиты населения: В. Грихутика, А. Чернюк, А. Солодовченко, М.К. Воробьев, В. Дражин.
В процессе исследования применялись общенаучные методы: анализ и синтез, системный подход.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. Курсовая работа включает 44 страницы, 1 рисунок, 3 таблицы, 28 источников.
Статьи по теме:
Анализ целевых сегментов
Особую роль для детального анализа рынка имеет его сегментирование, т.е. разделение неоднородного крупного рынка на ряд более мелких однородных сегментов, что позволяет в свою очередь выделить группы с близкими или идентичными интересами или потребностями. Сегментация позволяет: во-первых, более т ...
Проверка финансовой устойчивости и платежеспособности страховых организаций
Финансовая устойчивость страховщика представляет собой сохранение оптимального качественного и количественного состояния активов и обязательств, позволяющее страховой организации обеспечить бесперебойное осуществление своей деятельности и ее развитие. Эта устойчивость проявляется в постоянном сбал ...
Принципы, задачи и цели кредитной политики коммерческого банка
Кредитная политика разрабатывается коммерческими банками в условиях рыночных отношений в целях совершенствования практики кредитования, обеспечения возвратности банковских ссуд и устранения риска потерь банками. Коммерческие банки разрабатывают общие принципы кредитной политики, меморандум, формир ...