Понятие эмиссии охватывает два момента:
1) Установленную Законом последовательность действий при размещении ценной бумаги, или сам порядок эмиссии;
2) Отнесение вида ценной бумаги к группе эмиссионных ценных бумаг.
Эмиссионная ценная бумага - любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками:
закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных настоящим Федеральным законом формы и порядка;
размещается выпусками;
имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги[1].
Законом устанавливается как процедура эмиссии, так и ценные бумаги, относимые к эмиссионным, т.е. размещаемые в соответствии с этой процедурой. Однако закон может предписывать процедуру, близкую по своему содержанию, и для неэмиссионных ценных бумаг. Например, выдача инвестиционных паев или ипотечных сертификатов участия осуществляется на условиях регулирования со стороны государства очень близких к размещению эмиссионных ценных бумаг. Различие состоит в том, что в основе эмиссии ценных бумаг лежит государственная регистрация выпуска самих ценных бумаг, а в основе выдачи указанных паев ценных бумаг – государственная регистрация правил управления ими соответствующими управляющими компаниями.
Основными целями эмиссии корпоративных ценных бумаг являются:
· создание нового предприятия или увеличение собственного капитала путем выпуска акций;
· привлечение заемного капитала через выпуск облигаций;
· изменение структуры капитала (соотношения собственного и заемного капитала), перераспределение собственного капитала между различными группами собственников;
· реструктуризация задолженности (обмен «облигации – облигации»);
· погашение кредиторской задолженности путем предоставления кредиторам части выпущенных ценных бумаг (обмен «облигации – акции»);
· финансирование предприятий, в том числе инвестиций;
· изменение объема прав, предоставляемых ранее выпущенными ценными бумагами хозяйственного общества;
· финансирование поглощений[2].
Государственные ценные бумаги выпускаются в следующих целях:
· финансирование бюджетного дефицита;
· погашение ранее выпущенных размещенных государственных займов;
· кассовое исполнение государственного бюджета;
· обеспечение равномерного поступления налоговых платежей в течение финансового года;
· финансирование целевых программ;
· финансовая поддержка учреждений и организаций, имеющих общенациональное экономическое и социальное значение.
Именно для этих целей впервые были выпущены облигации внутреннего государственного займа. История их появления своими корнями уходит в глубь XVIII в. От государственных денежных знаков долговые правительственные обязательства проделали долгий путь, пока не превратились в процентные ценные бумаги.
Первые в России бумажные денежные знаки – ассигнации – были выпущены в России в соответствии с манифестом Екатерины II от 29 декабря 1768г. Специально созданным для этих целей Ассигнационным банком. И почти сразу же правительство начало использовать эмиссии ассигнаций для покрытия дефицита государственного бюджета, поскольку русско-турецкие войны требовали больших расходов. Таким образом, одной из своеобразных форм внутреннего кредита при правительстве Екатерины II стала эмиссия бумажных денег.
Екатерине II удалось также впервые в истории России благодаря успешному проведению внешней политики получить и внешний заем через посредников – в основном через голландских банкиров. Первый в истории России внутренний облигационный заем на 100 млн ассигнационных руб. был выпущен в 1810г. Номинальный доход по займу определили в размере 6 % годовых. И первые облигации были выпущены достоинством от 1000 ассигнационных рублей и выше сроком на 7 лет с уплатой в серебряных рублях или золотом по курсу к серебряной монете.
Статьи по теме:
Основные направления изучения потребителей банковских услуг
Понятие отношений и подходы к их изучению
Отношение – центральное понятие социальной психологии, в которой разработаны теории и методы измерения и объяснения отношений различного типа. Отношение включает в себя три компоненты: познавательная – первоначальная осведомленность о товаре данной марки ...
Организационно-правовые основы деятельности ЦБ РФ
Правовое положение Центрального банка (Банка России) зафиксировано в Конституции РФ, Федеральном Законе «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10.07.2002 г. № 86 – ФЗ в редакции от 12.06.2006г. и других федеральных законах.
Согласно ст. 2 ФЗ «О ЦБ РФ» Банк России:
· осуществляет свои расходы ...
Формирование новой финансово-банковской системы
В августе-сентябре 1917 г. в России сложилась обстановка, способствующая успешному восстанию и свержению Временного буржуазного правительства, отказ которого прекратить участие России в войне повлек за собой резкое углубление общенационального кризиса.
В ночь с 24 на 25 октября 1917 г. (по новому ...