Перестрахование является довольно сложным и для многих отечественных страховых организаций недостаточно изученным видом деятельности. Поэтому в ходе аудиторской проверки особое внимание следует уделить контролю правильности осуществления перестраховочных операций.
Формы контроля рассматриваемой деятельности во многом определяются методом передачи рисков в перестрахование. Напомним, что такая передача может быть как разовой, эпизодической, так и на основе длительных договорных отношений. Поэтому по методу передачи рисков в перестрахование и оформления правовых взаимоотношений сторон перестраховочные операции делятся на факультативные и облигаторные (договорные).
При факультативной форме (она сейчас является преобладающей в нашей стране) страховая компания может передавать принятые на страхование риски в перестрахование. Но передающая компания не имеет никаких обязательств перед перестраховщиком по передаче того или иного риска, и этот вопрос рассматривается и решается ею по каждому риску отдельно. В свою очередь и у перестраховщика нет никаких обязательств перед передающей компанией по приему рисков в перестрахование: он может отклонить полностью предложение, принять его частично или продиктовать свои условия, на которых готов принять риск в перестрахование.
Обычно, предлагая риск в перестрахование, страховщик направляет возможным перестраховщикам слип, в котором указываются краткая характеристика риска, сроки действия оригинального договора страхования, его страховая сумма, собственное удержание перестрахователя, доля ответственности перестраховщика и расчет причитающейся ему премии.
В ходе проверки следует обратить внимание на правильность составления слипа. Иногда в слипе не указываются все данные, относящиеся к существенным условиям договора. Так, почти не встречается в прямом написании термин «срок договора перестрахования», а вместо него используются выражения «период ответственности перестраховщика»
«Срок действия договора страхования» и отсутствие четкого указания на срок действия договора перестрахования может поставить под сомнение факт его заключения, а, следовательно, и вытекающие обязанности сторон.
Часто допускаются ошибки при определении даты заключения договора перестрахования. Обычно такой датой принято считать день подписания слипа представителем перестраховщика. Однако это положение редко прописано в договорах об общих условиях факультативного перестрахования и в конкретных перестраховочных договорах. В случае же отсутствия такой записи действуют общие нормы гражданского законодательства, в соответствии с которыми договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим предложение, его одобрения.
Если слип, подписанный перестраховщиком, в тот же день попадает к перестрахователю, проблем не возникает. Но бывают ситуации, когда даты одобрения слипа перестраховщиком и получения его обратно перестрахователем не совпадают и расхождение между ними может составлять от одного до пяти дней. Причины здесь могут быть разные, но, поскольку стороны в своей деятельности широко используют факсимильную связь, чаще всего это связано с проблемами техники.
В результате перестрахователь ошибочно полагает, что перестраховщик принял на себя обязательства с даты подписания слипа, а на самом деле эти обязательства возникают с момента получения перестрахователем одобренного слипа. Такое положение может явиться источником спора между сторонами. Чтобы избежать этого, следует в договоре об общих условиях факультативного перестрахования четко оговорить, что моментом заключения договора перестрахования стороны считают именно момент одобрения слипа перестраховщиком.
Передавая риск, перестрахователь имеет право на удержание в свою пользу комиссии, которая предназначается на покрытие расходов по приему страхования и его оформлению (комиссионное вознаграждение страховому агенту, выдача полиса, создание учетных документов и другие расходы по ведению дела). Если перестрахование размещается через брокера, то он удерживает в свою пользу часть премии для покрытия произведенных расходов и получения прибыли. Проверяющий должен проанализировать размер этих комиссий и сопоставить их с уровнем, сложившемся на перестраховочном рынке. При этом следует обратить внимание, что в первом случае комиссия исчисляется с брутто-премии, а комиссионные брокера - с нетто-премии.
Статьи по теме:
Внутренняя среда страхового рынка
Кратко охарактеризуем элементы внутренней среды страхового рынка.
Товаром, предлагаемым на страховом рынке, является страховая услуга. Страховая услуга может быть предоставлена на основе договора (в добровольном страховании) или на основе закона (в обязательном страховании). В тех случаях, когда ...
Основные методы совершенствования системы предоставления
страховых услуг
Основным принципом эффективного организационного построения страховой компании является ее максимальная ориентация на конечный результат - удовлетворенность клиентов ценой и качеством страхового обслуживания. Целью любого организационного подразделения должно быть содействие этой цели в том или ин ...
Влияние проблем ликвидности на политику потребительского кредитования
В условиях проблем с ликвидностью банки начали в массовом порядке избавляться от ценных бумаг и ужесточать условия потребительского кредитования.
Проблемы с ликвидностью у российских банков начались еще летом 2007г., что не могло не сказаться на общих показателях банковской системы. Нет ничего уд ...