Нанесение ими ущерба выражается в следующих формах: кража или порча имущества, разглашение или перепродажа коммерческой тайны, выведение из строя технических средств связи и вычислительной техники, заражение ЭВМ компьютерными вирусами, невыполнение своих функциональных обязанностей.
В практике работы с персоналом работники службы безопасности должны проверять не только хранение сотрудниками коммерческой тайны, но и отношение их к своим служебным обязанностям, аккуратность в обращении с документами, излишний «интерес» к другим подразделениям.
Для работников службы безопасности индикаторами в выявлении конкретных работников, осуществляющих разглашение конфиденциальной информации, занимающихся хищением денег, либо совершающих другие неправомерные действия, угрожающие экономическому положению фирмы, являются следующие: внезапный активный интерес к конфиденциальной информации, деятельности других подразделений; изменение поведения работника в общении с коллегами, в разговорах, появление неуверенности, страха; резкое увеличение расходов работника, приобретение дорогостоящих товаров, недвижимости и т.д.
Потенциальными нарушителями являются сотрудники: имеющие значительные материальные затруднения; имеющие склонность к азартным играм; склонные к пьянству, наркотической зависимости; имеющие тяжело больных близких родственников; сто меняющие место работы; психически неуравновешенные.
Для поддержания высокого уровня защищённости экономических интересов фирмы, службе безопасности целесообразно проводить проверки лиц, которые могут, пользуясь своим служебным положением, представлять угрозы безопасности. приведём некоторые способы таких проверок:
Лицу, ответственному за получение в банке денежных сумм, умышленно вкладывается в пачку лишняя купюра. Если лицо не реагирует на данные действия, то из этого могут быть сделаны следующие выводы: данное лицо небрежно относится к своим обязанностям; данное лицо умышленно присваивает деньги.
В обоих случаях есть основание сомневаться в личных либо деловых качествах проверяемого лица.
Проверка выполнения исполнительно-распорядительных функций ответственным лицом. Работнику, имеющему право распоряжаться печатями, штампами посторонним лицом предлагается за вознаграждение проштамповать чистые листы бумаги. В случае согласия доверие к такому лицу утрачивается и оно освобождается от должностных обязанностей.
Для банков. Проверяется лицо, обслуживающее клиентов в банке, имеющее право доступа к информации по счёту и выдающее справки о наличии денежных средств на счетах клиентов. Один из клиентов (по просьбе работников службы безопасности) предлагает выдать ему справку о наличии значительной суммы денег у него на счёте, хотя на самом деле эта сумма небольшая, обещая при этом приличное вознаграждение. Как правило, в выписке по счёту к сумме дописывается один или два нуля. Понятно, что фиктивная справка необходима клиенту для введения в заблуждение контрагентов. В случае согласия работника банка можно сделать вывод о его неправомерном поведении. Итак, меры по работе с персоналом включают: определение и закрепление дисциплинарной и иной ответственности каждого сотрудника за соблюдение условий конфиденциальности и других условий обеспечения безопасности информации в организации; информирование его об уголовной ответственности, возникающей при злоупотреблениях во время работы с АИС и конфиденциальной информацией; контроль знаний и умений персонала, в том числе по действиям в чрезвычайных условиях компьютерных атак и по восстановлению информационных баз и работоспособности АИС после потери информации или нарушений регламентов работы АИС; контроль усвоения персоналом политики безопасности организации, знание им приказов, распоряжений и инструкций по обеспечению информационной безопасности; контроль и повышение квалификации персонала в области защиты информации, в том числе в области распознания приёмов социальной инженерии, которые к ним могут быть применены; предупреждение эксцессов выражения нелояльности к организации, к её руководству или к другим сотрудникам путём воздействия на её информационную систему; контроль лояльности и исключение вербовки персонала; всё чаще для выполнения этого требования в коммерческих структурах используют детекторы лжи; разъяснение недопустимости использования нелегального, «пиратского» оборудования.
Статьи по теме:
Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая и
определение размера страховой выплаты
В случае, когда страхователь, а также водитель, управляющий транспортным средством в отсутствие страхователя, являются участниками дорожно-транспортного происшествия, они обязаны сообщить другим участникам указанного происшествия по их требованию сведения о договоре обязательного страхования, по к ...
Виды платежных систем
Основным назначение платежной системы является организация межбанковских расчетов. Под ними понимаются расчеты по выполнению денежных требований и обязательств, возникающих между банками, а также банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями относительно исполнения платежей, иницииров ...
Роль и место рынка ценных бумаг в реформированной
экономике
В результате глубоких институциональных реформ Россия достигла значительного прогресса в формировании экономики рыночного типа и создании основных элементов 3-х уровневой системы ее финансирования:
1. бюджетное финансирование;
2. банковские кредиты;
3. прямые инвестиции через механизм рынка кап ...