Свойства центрального банка находятся в определённом сочетании. Законодательство может прибавить ему рыночных свойств и убавить свойства государственной структуры либо сделать всё наоборот. После этого остаётся ожидать, к чему приведёт такой эксперимент на практике.
Государство наделят центральный банк независимостью, если оно является правовым, а общество – гражданским, т.е. в случаях, когда государство не прибегает к методам внеэкономического принуждения. И этот баланс социальных интересов, как правило, закрепляется в законах. Законодатель должен выбирать тот или иной вариант закрепления правового статуса, структуры и функций центрального банка. В этом случае общество всегда платит за то, каких законодателей оно себе избирает. Причём платит в прямом смысле этого слова. Такая плата не всегда поддаётся конкретному исчислению. Но объективно всегда существует цена того или иного правительства или парламента. В смысле финансового вреда, которое оно причинило, или финансовой пользы, которую принесло финансам избравших его людей.
Само по себе свойство центрального банка осуществлять перераспределение денег из денежно-кредитной в государственную финансовую систему – это инструментальное свойство. Всё зависит от использования этого свойства. Оно может использоваться и во благо, и во вред обществу. Во вред – когда государство действует в разрез с интересами общества, а центральный банк этому соответствует, и во благо обществу – когда центральный банк регулирует денежные потолки в интересах населения страны, расширения финансовых возможностей её развития с учётом всех принципов гражданского общества.
Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) является главным банком страны. Уставный капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью. В соответствии с законом Банк России является юридическим лицом, освобожденным от уплаты всех налогов, пошлин, сборов и других платежей на территории РФ. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не были приняты или если иное не предусмотрено федеральными законами.
Центральный банк РФ представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры (РКЦ), вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.
Национальные банки республик в составе Российской Федерации являются территориальными учреждениями Банка России. Территориальные главные управления являются обособленными подразделениями, осуществляющими часть его функций на определенной территории. Территориальные главные управления подчиняются Банку России и ему подотчетны. Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров.
Высший орган Банка России – Совет директоров. Это коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и управляющий ею.
В Совет директоров входят: Председатель Банка России и 12 членов Совета. Члены Совета директоров работают на постоянной основе. Они утверждаются Государственной Думой по представлению Председателя Банка, который является одновременно председателем Совета директоров.
Совет директоров во взаимодействии с правительством разрабатывает единую государственную денежно-кредитную политику и обеспечивает ее выполнение. Структуру и штаты Центрального аппарата Банка России, а также уставы его других структурных подразделений утверждает Совет директоров. К его полномочиям также отнесены:
· изменения ставок по централизованным кредитам, норм резервирования, экономических нормативов;
· определение условий допуска иностранного капитала в банковскую систему России;
· другие решения по вопросам, имеющим большое значение как для Банка России, так и для банковской системы страны.
Статьи по теме:
Денежно-кредитная политика Европейского ЦБ в период
глобального финансового кризиса
В ходе кризиса прослеживаются три основных периода, в рамках которых происходила адаптация денежно-кредитной политики ведущих центральных банков к меняющейся ситуации в экономике и финансовом секторе:
Во второй половине 2007 г. центральные банки столкнулись с неприятной комбинацией системного фин ...
Анализ предоставления страховых услуг компанией ООО
"B&B INSURANCE"
Специфика страховых услуг, помимо того, что расставание с деньгами и потребление услуги разделены во времени, состоит в том, что страхователь может вообще не воспользоваться приобретенной услугой, если не произойдет никакого страхового случая.
Агентство предлагает на рынке полный спектр классичес ...
Проблемы организации ипотечного бизнеса в России
Ипотечному бизнесу в РФ насчитывается несколько лет. За это время было создано 35 специализированных ипотечных банков, которые, по сути, таковыми не стали. Некоторые из них успели или разориться, или в корне пересмотреть свою политику на финансовом рынке в сторону коммерческих кредитов. Банки в ус ...